статья Забег на спецдистанцию

Владимир Шестопалов, 07.09.2001
Владимир Железогло, Анатолий Куликов и Борис Безотечество. Фото с сайта НТВ.Ру

Владимир Железогло, Анатолий Куликов и Борис Безотечество. Фото с сайта НТВ.Ру

У сбежавших из Бутырки, скажем по-старому, смертников шансы осуществить побег без помощи извне были равны нулю. Об этом Граням.Ру заявил сотрудник центра общественных связей Минюста. Не желая бросать тень на тюремщиков Бутырки, он тем не менее полагает, что факты - против этого замечательного трудового коллектива. Ковырять каменный пол в столичном централе, в камере обреченных, откуда уже более двухсот лет ни одна душа не вырвалась на свободу, просто так, под впечатлением "Побега из Шоушенка" или "Графа Монте-Кристо", мог только психически нездоровый узник. Здесь же заключенные явно действовали зряче, расчетливо, с полным знанием - какова толщина пола, чем закончатся эти полтора метра и что ждет дальше - за поворотами подземных катакомб, и там, наверху, где городской пятачок напичкан милицейским людом.

То есть побег века - результат коллективного творчества. Однако прежде упомянем наиболее милую сердцу ГУИНа версию: все случилось из-за ветхости здания и недостатка финансирования. Вторая версия: беглецам помогали сидельцы-старожилы исторических казематов (но, конечно, не смертники), изучившие на общих работах архитектуру Бутырки. Третья - пособниками преступников стали тюремщики, соблазненные хорошими деньгами (при зарплате в 2000 рублей, наверное, сыскать продажных, скажем, за 2000 долларов не столь уж и трудно). Есть и еще вариант - Безотчество, Железогло и Куликов бежали с помощью спецслужб - милицейских ли, лубянских ли, но по глубокому умыслу.

Следственный изолятор # 2, известный как Бутырская тюрьма. Съемки НТВ

Тема ветхости и запущенности тюремного хозяйства звучит абсолютно справедливо. Только ленивый не писал в последние годы об остаточном финансировании пенитенциарных заведений, изоляторов и прочих кутузок. Но трое узников при всем богатстве свободного времени, которым они располагали, вряд ли, как уже было сказано, взялись бы наобум пробовать на прочность тюремные стены. И какой же степени пофигизма должна достичь служба в Бутырском тюремном замке, чтобы столь масштабные строительные работы в камере приговоренных к пожизненному заключению остались незамеченными. Поэтому версия о соучастии сотрудников тюрьмы в побеге смертников, мягко говоря, напрашивается. Равно как и мысль о содействии местных старожилов-заключенных - ушлый зэка вполне способен раздобыть схему Бутырки. То есть воедино сливаются три первых варианта.

Правда, остается вопрос: кто финансировал все это предприятие? Все трое беглецов - отнюдь не мафиозные авторитеты. Так, бандиты-беспредельщики, предпочитавшие действовать в одиночку, а зачастую и спонтанно, под мухой или в наркотическом бреду. За ними не стоят сильные мира сего, хотя один из бегунцов полный тезка бывшего министра внутренних дел Анатолия Куликова. Никто из сбежавших на воле не вел респектабельный образ жизни - ни особняков, ни лимузинов. Сомнительно, чтобы в этом случае "заговорили" их кубышки, припасенные на черный день. И все же - не только бежали, а бежали как бы по графику, по четкой схеме, филигранно обходя частокол милицейских застав. Где надо - отсиживаясь, где надо - неспешно заделывая за собой пролом в туннеле. Ну как тут не начнешь грешить на спецслужбы.

Вот что по этому поводу рассказал Граням.Ру бывший сотрудник ФСБ, а ныне один из успешных бизнесменов на ниве благотворительного бизнеса:
"Использование смертников в интересах спецслужб - явление малораспространенное. Лично я с такой практикой не сталкивался. Однако слышал, что смертников, о чьей казни уже были оповещены родственники, в советское время могли использовать как подопытных кроликов. В частности, в разработках, связанных с бактериологическим оружием. Использование их для решения более интеллектуальных задач - нет, такое вряд ли могло быть. Во-первых, как правило, эти люди психически настолько надломлены, изношены, что толковой работы от них ждать не приходится. Во-вторых, не могу себе представить, зачем сегодня спецслужбам понадобились урки. Кого-то убить? Так рынок киллеров полон профессионалов, а не этих придурков-уголовников. А если представить, что троице предстоит масштабный теракт: бросать на это дело опять же непрофессионалов, алкоголиков и наркоманов? Зачем такой риск? Штаны через голову снимать. И, наконец, главное - спецслужбы не афишируют свои операции, а тут грохот на весь мир. Фотороботы на каждом углу. Куда их после этого?"

Не все, конечно, надломлены. Тем более эти трое еще не успели деградировать в каменном мешке и ждали вердикта Верховного суда на прошение о смягчении приговора. Жили надеждой. И использование списанных из жизни людей тоже одним служением науке не ограничивается. Пути и замыслы спецслужб неисповедимы. А обреченный, полностью повязанный государством человек - вполне удобный материал для самых фантастических (с точки зрения обывателя) спецопераций. Тем более что над головой осужденных на пожизненное заключение все время качается карающий меч, и в российских тюрьмах начальство охотно поддерживает слухи, что в 2002 году в России возобновится смертная казнь "в силу сложившихся обстоятельств".

Как бы то ни было, а каждый час, пока троица на свободе, укрепляет простого смертного в мысли, что здесь не обошлось без Лубянки или, в крайнем случае, Житной. В противном случае добропорядочному гражданину России надо смириться с тем, что он живет в насквозь прогнившем государстве, где какую стену ни ткни, она и развалится. Как говаривал классик.

Смертная казнь (досье Граней.Ру)
Президент и спецслужбы (досье Граней.Ру)

Владимир Шестопалов, 07.09.2001