Кошмар в окрестностях Сакраменто
Во вторник, 21 августа, после полудня управление шерифа калифорнийского округа Сакраменто начало распространять листовку на русском языке с сообщением о вознаграждении в 10 тыс. долларов за содействие в поисках Николая Солтыса. Впоследствии сумма была увеличена до 30 тысяч. Текст листовки таков:
"Николай Солтыс разыскивается в связи с пятью смертями в пределах Округа Сакраменто. В настоящее время неизвестно во что он одет. Он украинец. Мы полагаем, что этот человек вооружен и опасен. Не пытайтесь вступить в контакт с этим человеком. Если вы знаете, где он, сообщите в отдел Шерифа. Предполагается, что этот человек имеет при себе своего 3-летнего сына, Сергея Солтыс, рожд. 17 апреля 1998 года. Описание внешности Сергея в настоящее время неизвестно".
Вскоре полицейские, разносившие листовку по русским и украинским домам, получили приказ шерифа готовиться к сверхурочной работе - предстоит операция прочесывания местности. Около четырех часов пополудни стало известно, что операция не потребуется. На сержанта Джеймса Льюиса, который общается с прессой от имени шерифа, было жалко смотреть. Этот большой, сильный человек медленно выговаривал слова и смотрел на журналистов виноватыми глазами. Сережа Солтыс нашелся. То есть нашелся труп Сережи. Число жертв беспримерного побоища увеличилось до шести человек.
Неповоротливость полиции непростительна даже с учетом языкового барьера, на который она все время ссылается. Машину подозреваемого, серебристого цвета Nissan Altima 1995 года, обнаружили на стоянке в ночь с понедельника на вторник. Полицейские обыскали дом, к которому она была припаркована, надеясь найти там если не самого Солтыса, то хотя бы следы его пребывания. Тщательно, по их словам, обыскали и машину, но никаких намеков на местонахождение взрослого и ребенка не увидели. Ничем не помогли следствию и собаки-ищейки. И лишь во вторник днем в кармане дверцы нашлась фотография мальчика и его покойной матери.
На обороте оказалась надпись по-русски. Записку разбирали четверо - двум заместителям шерифа помогали два детектива, причем не просто русскоговорящие, а урожденные русские. Наконец перевели: "Он в коробке на куче мусора в конце Уатт-авеню". Именно в этот момент шериф Лу Бланас решил готовиться к прочесыванию местности. Он, впрочем, полагал, что записка может оказаться ложным следом, не говоря уже о том, что у всякой улицы два конца. Начали искать, но ничего не нашли. Тем временем в управление шерифа привезли мать Николая Солтыса. Она не только опознала почерк сына, но и обратила внимание на деталь, ускользнувшую от следствия. По непостижимой причине (сержант Льюис объяснил потом: "из-за разницы диалектов") полицейские переводчики пропустили ключевое указание - "возле башни". И впрямь: на Уатт-авеню стоит телефонная башня, а под ней свалка. Открыв пропитавшуюся кровью коробку из-под большого телевизора, полицейские увидели труп ребенка, убитого точно так же, как и пять других жертв. Коробку убийца не привез с собой, а нашел здесь же, в мусоре, после того как зарезал мальчика.
Смерть трехлетнего ребенка заставила в среду выйти к публике шерифа Бланаса и детектива Рона Гарверика, который ведет расследование. Пресс-конференцию показали в прямом эфире национальные телеканалы. Они подробно впервые изложили свою более или менее связную версию случившегося.
В понедельник около 10 часов утра в пригороде Сакраменто Норт-Хайлендс произошло первое из серии убийств. Николай Солтыс в своем доме нанес тяжелые ножевые ранения, а затем перерезал горло своей жене Любови, после чего сел в машину и направился в соседний городишко Ранчо-Кордова. Здесь жили его дядя и тетка, Петр и Галина Кухарские. Ни о чем не подозревая, они впустили племянника в дом. Все трое поднялись на второй этаж. После непродолжительного разговора Николай вынул нож и напал на стариков. Они попытались укрыться в ванной комнате, где в луже крови и нашли впоследствии оба трупа. В доме в это время находились еще два человека - внук и внучка Кухарских, двоюродные брат и сестра. Услышав снизу мольбы и крики о помощи, дети попытались спастись бегством. Убийца настиг их на лужайке. Очевидцем разыгравшейся сцены была мать мальчика, живущая в соседнем доме. Она утверждает, что 11-летняя Таня пыталась защитить своего 9-летнего двоюродного брата Митю и по этой причине погибла сама. Ее второй, взрослый двоюродный брат зарезал мальчика на месте. Когда убийца уехал, дети были еще живы, но в безнадежном состоянии. Митя умер на руках у матери. Таня успела выбежать на улицу и скончалась по пути в больницу.
Между убийствами Любови Солтыс и супругов Кухарских и их внуков прошло не более 20 минут. Расстояние между Норт-Хайлэндс и Ранчо-Кордовой составляет восемь миль.
Из Ранчо-Кордовы, по словам полиции, Николай Солтыс поехал к своей живущей неподалеку матери. Она показала, что не заметила в поведении сына ничего подозрительного. Николай выглядел слегка встревоженным, но не более того. Первым долгом он направился к раковине и вымыл руки. Крови на руках мать опять-таки не заметила и спокойно отдала ему внука.
В тот момент, когда Солтыса объявили в розыск на всей территории США, когда в воздух поднялись вертолеты, а на автобусных остановках и в близлежащих аэропортах появились полицейские патрули, он все еще находился вблизи мест преступления. Однако уже успел поменять машину. Около восьми часов вечера Солтыса с ребенком видели в Сакраменто в зеленом Ford Explorer. Следствие считает, что сына Солтыс убил в тот же вечер. Вместе с трупом обнаружены новые игрушки - детективы предполагают, что Солтыс с их помощью заманил ребенка в коробку. Гарверик заявил также, что Сережа "по-видимому, подвергся насилию", однако отказался отвечать на вопрос, имеет ли он в виду сексуальное насилие.
Шериф и его подчиненные признаются, что у них нет никаких догадок относительно мотивов преступления. Лу Бланас охарактеризовал его как "хладнокровного, расчетливого убийцу". Он обратился с очередным призывом к украинской общине округа сообщить следствию любую информацию, способную пролить свет на причины ужасного преступления. Полиция считает, что русские и украинцы не доверяют ей вследствие негативного опыта общения с милицией у себя на родине.
Иммигранты в США (досье Граней.Ру)
Sacramento County Sheriff's Department
Статьи по теме
Кошмар в окрестностях Сакраменто
На сержанта Джеймса Льюиса, который общается с прессой от имени шерифа, было жалко смотреть. Этот большой, сильный человек медленно выговаривал слова и смотрел на журналистов виноватыми глазами. Сережа Солтыс нашелся. То есть нашелся труп Сережи. Число жертв беспримерного побоища увеличилось до шести человек.