статья Коммерческая миссия

Александр Плотников, 25.08.2005
Сергей Иванов и министр обороны Китая Цао Ганчуань. Фото АР

Сергей Иванов и министр обороны Китая Цао Ганчуань. Фото АР

"Мирная миссия-2005" завершена. По поводу целей этих беспрецедентных в российской и китайской истории учений уже сказано немало, однако, как заметил наш собеседник в российском Генштабе, "официальные заявления и все предположения СМИ – не более чем легенда, к которой прибегают в подобных случаях". Генерал, принимавший участие в планировании "Мирной миссии", утверждает, что для Москвы главная цель маневров – продемонстрировать оружие, которое можно предложить Пекину.

В первую очередь речь идет о стратегических ракетоносцах Ту-95МС и дальних бомбардировщиках Ту-22МС. "Они уже стоят в планах "Рособоронэкспорта" на дальнюю перспективу, а учения на Шаньдунском полуострове - лишь очередная реклама этим самолетам", - утверждает генштабовский источник "Граней". По его словам, последние пять-семь лет продажа оружия в Китай "организовывалась именно на основе рекламы в ходе совместных штабных игр". Раз в полгода первый заместитель начальника Генштаба (как известно, в 2001-2004 годах эту должность занимал Юрий Балуевский) направлялся в Пекин. Там китайским военным предлагались решения стратегических задач, которые могли возникнуть "в ходе крупномасштабных военных конфликтов". В частности, проводилось моделирование операции в Южно-Китайском море на случай вторжения туда американских авианосцев. Именно после этого КНР заказала в России крупную партию ударных истребителей "Су", оснащенных противокорабельными ракетами. Кроме того, наши стратегические партнеры начали заказывать зенитные ракетные системы С-300.

Сейчас все авиационные контракты завершены (среди других соглашений еще выполняется заказ на строительство восьми дизель-электрических подводных лодок проекта 636, из которых три уже переданы КНР, а также вступила в силу сделка на производство восьми дивизионов ЗРС "Фаворит"). И, как полагают эксперты, всплеск закупок истребителей, сопоставимый с первой пятилеткой текущего десятилетия (100 Су-30МКК/МК2 и 28 Су-27УБК), может повториться только в случае развертывания Народно-освободительной армии Китая большой авианосной программы. Поэтому наши оружейные купцы сейчас делают ставку на стратегические воздушные комплексы, которых у КНР явно не хватает.

Еще в январе этого года главком ВВС Владимир Михайлов, говоря о планировании маневров "Миссия мира-2005", проговорился: "Мы их (Ту-95МС и Ту-22М3) покажем на учении, чтобы они (китайцы) заинтересовались. Если у них деньги есть, пусть купят". Так что не зря глава российского военного ведомства Сергей Иванов, рекламируя применение на полигоне Лянъятай бомбардировщиков дальней авиации, сообщил журналистам: "У них борту будет неядерное оружие, в том числе и то, испытания которого были завершены недавно". Прозрачный намек на высокоточные ракеты Х-555, которые так усердно пропиарил сам президент Путин с борта Ту-160.

После такой рекламы остается только один вопрос. Х-555 может атаковать цели на дальности до 5000 км. До этого наши ракетоносцы могли стрелять своим крылатым боекомплектом на расстояния 500 км (Ту-22М3) и 3000 км (Ту-95МС). Но согласно международным договоренностям можно продавать за рубеж лишь те ракеты, что летят не дальше 280 км. Так что остается два возможных варианта: или мы поставляем Китаю Ту-22М3 со всем вооружением (КНР, как утверждают в российском Генштабе, хочет заполучить до 40 таких самолетов), игнорируя соглашение с США о нераспространении ракетных технологий, - или у нашего дальневосточного соседа подобные крылатые ракеты уже есть.

На нынешних учениях новейшее высокоточное российское оружие не применялось - во всяком случае, никаких официальных заявлений об этом не делалось. Но сам рисунок учений, комплекс задач, которые решались на полигонах, масштаб боевых действий - все это говорит о том, что на этот раз "аргументы Балуевского" с бумаги были перенесены на сушу, море и воздух. И рекламировалось не столько то, что летало, плавало и стреляло сегодня, сколько оружие завтрашнего дня.

По данным руководителя российско-китайских учений, замглавкома Сухопутных войск, Владимира Молтенского "миссия" обошлась казне России в $5,5 млн, однако в Генштабе уверены, что эти деньги окупятся с лихвой. Там уже подсчитали, что по коммерческому эффекту "Мирная миссия-2005" должна превзойти "МАКС-2005".

Остаются, правда, побочные политические эффекты - прежде всего вероятное осложнение российско-американских отношений. Но военные предпочитают об этом сегодня не думать. "Если что, пусть МИД разгребает", - пошутил напоследок собеседник "Граней".

Александр Плотников, 25.08.2005


новость Новости по теме