статья С бюджетом так же спокойно, как в Багдаде

Иван Горяев, 22.08.2002
Михаил Касьянов. Коллаж Граней.Ру

Михаил Касьянов. Коллаж Граней.Ру

Наступление премьера Михаила Касьянова на позиции внутриправительственных конкурентов его близкие сотрудники уже окрестили "премьерным показом". В начале августа премьер провел в Белом доме малую аппаратную революцию, выведя профильные департаменты аппарата правительства из подчинения вице-премьеров и передав их главе аппарата Игорю Шувалову. Это резко затруднило вице-премьеру и министру финансов Алексею Кудрину, а также министру экономического развития и торговли Герману Грефу продвижение своих инициатив.

15 августа премьер Михаил Касьянов заявил, что бюджет в дальнейшем (то есть начиная с 2004 года) должен обходиться без профицита. Что правительство слишком ужесточило фискальную политику, слишком много денег изъяло из экономики. Г-н Кудрин, заботливо, как фикус в горшке, растивший бумажный профицит и требовавший прижать налогами олигархов, почувствовал себя уязвленным. А тут еще в игру вмешалась президентская администрация. Она пожелала видеть экс-председателя Центробанка Виктора Геращенко одним из трех представителей Кремля в Национальном банковском совете. Как сказал Граням.Ру пожелавший сохранить инкогнито ответственный сотрудник Минфина, на традиционном совещании президента Путина с руководством правительства и ЦБ в понедельник, 19 августа, глава президентской администрации Александр Волошин фактически обвинил главу ЦБ Сергея Игнатьева и министра финансов Кудрина в сговоре с целью создания тайного "кризисного пула" из денег ЦБ, что могло бы уже с начала следующего, предвыборного года спровоцировать серию атак спекулятивных игроков на рубль. На это Кудрин и Игнатьев будто бы ответили, что Александр Стальевич находится под влиянием бывшего руководства ЦБ, которое теперь "набивается с услугами, хотя его о том не просят".

На следующий день, 20 августа, дружественные "питерским либералам" видные экономисты во главе с первым зампредом ЦБ Олегом Вьюгиным развернуто ответили Касьянову, объяснив, что российская экономика еще не настолько крепка, чтобы жить без профицита. "Отлуп" в сущности анекдотический: Касьянов-то "отменил" профицит ввиду явной неспособности фискального блока собрать налоги и нависающих в 2003-м проблем с выплатой внешнего долга; он просто не хотел вместе с Кудриным отвечать перед Кремлем за несуществующий, но лелеемый профицит.

Дальше - больше. Вы, дорогие коллеги из-за Стены, обвинили ЦБ и Минфин в создании из золотовалютных резервов Банка России незаконной "заначки" в $7 млрд для помощи Минфину при проведении в "пиковом" 2003-м выплат по внешним долгам, а вот самодеятельность Михаила Михайловича Касьянова как-то проглядели... Это ведь его человек, замминистра финансов Сергей Колотухин, заложил в проект бюджета-2003 скрытую возможность одолжить за рубежом те же самые сверхлимитные $7 млрд. Как подчеркнул экс-председатель думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, а ныне глава наблюдательного совета группы "Ренессанс-Капитал" Александр Шохин, официально правительство не планирует занимать на внешних рынках более $680 млн. Основная сумма внешнего долга, предназначенная к уплате в будущем году, - $10,8 млрд. При этом, согласно проекту бюджета-2003, сумма внешнего долга должна за этот год уменьшиться не на $10,8 млрд, а всего чуть более чем на $3 млрд. Ведь вроде договорились больше денег за границей не одалживать; проект размещения евробондов на $1,25 млрд не прошел, отметил Шохин, бывший вице-премьер черномырдинского кабинета и главный в середине 90-х российский переговорщик по проблеме внешнего долга. Куда же тогда запропастились $7 млрд?

Иными словами, в полемическом запале конкурирующие группировки стали одну за одной выбалтывать большие финансовые тайны. Теперь Кремлю предстоит угасить любопытство Государственной думы, уже изрядно возбужденное перечисленными откровениями.

Кстати, не меньшее любопытство нижняя палата проявляет и к крайне рискованной игре Москвы с Багдадом и Вашингтоном. На текущей неделе премьер Касьянов приступил к рассмотрению нескольких десятков российско-иракских проектов в области нефти, нефтепереработки, ирригации, электрификации, транспорта и связи, рассчитанных на 10 лет и стоящих в целом примерно $40 млрд. Подписание назначено на первую половину сентября. Все это очень похоже на двусторонний российско-иракский блеф. По сведениям осведомленного собеседника Граней.Ру в МИД РФ, негласные пакетные договоренности Москвы и Вашингтона по иракской проблеме и так предполагают, что будущее проамериканское правительство Ирака немедленно погасит долг страны России в размере $8 млрд. Но Москва, похоже, учитывает, что главной целью нового этапа глобальной антитеррористической операции будет не свержение режима Саддама Хусейна как таковое, а установление прочного "кураторства" США над мировыми ценами на энергоносители. То есть как только новый, постсаддамовский режим, сформированный по образцу афганского, освоится в Багдаде, нефтяные цены поползут вниз, что вытолкнет США из затянувшейся экономической рецессии. Но при этом у российской стороны начнутся большие проблемы с выплатой внешнего долга. Вот поэтому Кремль пытается сыграть на повышение американского отступного за российские уступки по НПРО, за уход из Центральной Азии и из Грузии. Ираку такая игра тоже, понятное дело, выгодна. Однако игра это достаточно рискованная: Вашингтон просто может ее проигнорировать. Сколько там стоит ваша избирательная кампания, Mr. Putin? Ну не 40 же миллиардов долларов!

Подозрительный шорох в сундуке с казной - Грани.Ру, 21.08.2002
Процесс о сорока миллиардах - Грани.Ру, 20.08.2002
Досье Граней.Ру:
Монетарная политика
Внешний долг России
Судьба правительства

Иван Горяев, 22.08.2002