статья Леха, где профицит?

Иван Горяев, 13.11.2001
www.opec.org

www.opec.org

Как известно, рассмотрение проекта федерального бюджета на 2002 год перенесено в связи с венской сессией ОПЕК, открывающейся 14 ноября. ОПЕК намеревается согласованно снизить добычу нефти, чтобы прекратить обвал мировых цен. За день до того как вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин консультировался с лидерами пропрезидентского большинства в Думе, руководитель президентской администрации Александр Волошин и глава Минэнерго Игорь Юсуфов вели зондаж позиций владельцев и топ-менеджмента 7 крупнейших российских нефтяных компаний. Олигархи даже не стали имитировать сочувствие Белому дому: на пятничном совещании у Михаила Касьянова они дали понять, что решительно не согласны на резкое сокращение нефтеэкспорта.

По сведениям Граней.Ру, наиболее жесткую позицию заняли представители ТНК и "ЛУКОЙЛа". Премьеру Михаилу Касьянову нечем отчитываться перед президентом, который еще в прошлый вторник дал главе правительства соответствующее поручение. Юсуфову не с чем лететь в Вену. Если верхушка ОПЕК не сумеет сформировать единую позицию по согласованному снижению нефтеэкспорта, то, согласно экспертным оценкам, в декабре-январе цены на российскую нефть Urals обвалятся еще на 12-15 процентов. Тогда развал бюджета-2002 в предложенных Кудриным параметрах станет абсолютно неизбежным. А значит, на повестку дня встанут вынужденные экстренные внешние заимствования правительства России.

9 ноября г-н Кудрин встретился с лидерами четырех центристских объединений нижней палаты - "Единства", ОВР, "Регионов России" и "Народного депутата". Речь, разумеется, не шла о проекте бюджета-2002. В конце концов, думцы - люди не злорадные. Их гораздо больше волновала судьба бюджета текущего года. Правительство категорически не желало "дербанить" допдоходы; а между тем их сумма к концу года теоретически может достичь 330 млрд рублей.

Лидеры центристских объединений понимали, что на нервной почве Кудрин пойдет и на масштабный секвестр бюджета, а тогда политическая ответственность ляжет и на них, законодателей. Потому они сделали вид, что приняли близко к сердцу заботы главы Минфина, и пошли на компромисс. Кудрин санкционировал перераспределение ассигнований по статье обслуживания госдолга в пользу увеличения непроцентных расходов. Думцам удалось продавить трансферт на зарплату бюджетникам - 11,3 млрд рублей до конца года; кроме того, до 12,5 млрд выделено на погашение долгов по электроэнергии всех без исключения ведомств. В последнюю позицию, подчеркивают источники Граней.Ру, частично попадают и требования регионов покрыть долги ЖКХ. Вице-премьеру удалось отбить другие притязания фракции ОВР и группы "Народный депутат", касающиеся, в частности, финансирования невозврата регионами бюджетных ссуд.

Белый дом, заранее успокаивая не столько привычную ко всячинке публику, сколько главного кремлевского почитателя сбалансированных бюджетов, уже сейчас говорит о "плавном" и "по возможности безболезненном" секвестре бюджета-2002. 12 ноября Минфин предложил составить перечень так называемых "расходов второго уровня", то есть тех статей, что попадут под секвестр в случае недобора доходов бюджета в 2002 году. Защищенными окажутся лишь зарплата бюджетников, трансферты регионам на поддержку "коммуналки", да 68 млрд рублей, ассигнуемые в будущем году на перевооружение армии.

Президент Путин, как и думские лидеры, не спросил руководителей финансово-экономического блока правительства: "Так где же ваш профицит, петухи помойные?!" Он понимает: тут вам не Германия. Тут живут по Гоголю: "Зацепил - поволок, сорвалось - не спрашивай".

Он просто начал маневрировать.

Главе государства было необходимо в глазах верхушки политэлиты четко дистанцироваться от Кудрина. В свое время Владимир Владимирович демонстративно отказался от услуг собственной администрации при продавливании бюджета-2002. На это он подрядил Алексея Леонидовича, дав ему соответствующие негласные полномочия. И вот в начале ноября в Кремле зашептались, что президент вконец разочаровался в способностях вице-премьера в сложившейся кризисной ситуации договориться с Думой по бюджету. Министр финансов по инерции продолжает консультации во фракциях, но президент в душе уже смирился с провалом своей ставки на Кудрина как на самостоятельную политическую фигуру. 5-6 ноября Путин, по сведениям Граней.Ру, скрепя сердце отдал серию распоряжений, вновь подключивших кремлевскую администрацию в лице Александра Волошина и его заместителя Владислава Суркова к управлению бюджетным процессом в нижней палате.

Как говорят, Сурков, "главный политтехнолог Кремля", сразу оценил упавший с неба шанс. Он предложил президенту как можно скорее (лучше до 1 декабря) формализовать управление хотя бы тремя из четырех центристских прокремлевских думских объединений - "Единством", ОВР и "Регионами России". В противном случае обеспечить стопроцентное прохождение бюджета-2002 через Думу Владислав Юрьевич, с присущей ему невытравимой скромностью, не брался. К тому же, подчеркивал он, эти структуры все равно намерены объединиться в одну партию.

Как известно, близкий Суркову лидер фракции "Единство" Владимир Пехтин назначен координатором деятельности фракций. Этот ход, по мнению ряда собеседников Граней.Ру в администрации, возвращает "старой кремлевской гвардии" временно упущенные рычаги управления фракциями "Единства" и ОВР.

Симптоматично, что четвертое центристское объединение - группу "Народный депутат" - Владимир Путин, вопреки настойчивым просьбам Суркова, решительно вывел за рамки проекта Всероссийской партии "Единство и Отечество" (ВПЕО). Считается, что формируемой на основе "Нардепа" Народной партии России "чекистская" часть президентского окружения уготовала роль "альтернативной партии власти". Ведь проект ВПЕО может и провалиться. Да к тому же "сдержки-противовесы" - как без них? Тем не менее Владислав Сурков, по слухам, не теряет надежды вернуть себе и неформальное влияние на "Нардеп".

Партстроительство: статьи по теме

Иван Горяев, 13.11.2001