Также: Экономика | Персоны: Иван Горяев

статья В Кремле просят плеснуть

Иван Горяев, 31.07.2002
Юрий Шефлер в компании друзей Александра Солоника. Фото с сайта 2001.novayagazeta.ru

Юрий Шефлер в компании друзей Александра Солоника. Фото с сайта 2001.novayagazeta.ru

В марте этого года Генпрокуратура возбудила против гендиректора ЗАО "Союзплодимпорт" Андрея Скурихина уголовное дело по статьям 180 (незаконное использование товарного знака) и 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана) УК РФ. Следствие не обманывалось насчет распределения ролей в компании: Скурихин был ширмой, делами управлял председатель совета директоров Юрий Шефлер. Однако на Большую Дмитровку для дачи показаний Шефлер так и не явился.

Группа компаний SPI, контрольный пакет которой принадлежит Шефлеру, купила в свое время права на выпуск водки "Столичная" и еще ряд советских водок у ВАО "Союзплодоимпорт". Права были закреплены за ЗАО "Союзплодимпорт", входящим в группу SPI.

Экспортные "Столичная" и "Московская" разливались на заводе СПИ-РВВК в Калиниграде. В 2000 году оборот SPI приблизился к $700 млн. С ноября прошлого года Минсельхоз силами тогдашнего замминистра Владимира Логинова и при негласной поддержке ряда влиятельных кремлевских сановников в незримых погонах отнял брэнд "Столичной" у группы Шефлера. Созданное под "Столичную" ФГУП "Союзплодоимпорт" приняло в директорское кресло г-на Логинова, заблокировало производство "Столичной" в Калининграде и приступило к самостоятельной эксплуатации брэнда. Шефлер в ответ переместил производство "Столичной" и "Московской" в Ригу, на принадлежащий SPI завод Latvijas Balsams.

30 июля Юрий Шефлер был объявлен в федеральный розыск. На следующий день представитель Генпрокуратуры сообщил о мотивах этого решения: Шефлеру обвиняется в том, что угрожал расправиться с неким высокопоставленным чиновником Минсельхоза РФ. Объявление в розыск произошло, по сведениям Граней.Ру, по прямому указанию замруководителя президентской администрации Игоря Сечина. Собеседник "Граней" в Генпрокуратуре усматривает в подоплеке "жесткого решения по Шефлеру" два мотива.

Первый очевиден. Суть предъявленного Шефлеру обвинения, по всей вероятности, связана с борьбой за брэнды. SPI хотя и потеряла права и возможности производить советские марки водки в России, но делает это за пределами нелюбезного отечества, лишая конкурентов экспортных доходов. А люди из Кремля, похоже, имеют свои интересы в минсельхозовском ФГУП "Союзплодоимпорт". Атаку Генпрокуратуры на Шефлера и "Союзплодимпорт" в Генпрокуратуре увязывают с увольнением 29 июля гендиректора ФГУП "Росспиртпром" Сергея Зивенко и заменой его Петром Мясоедовым, экс-советником вице-премьера Виктора Христенко.

Последний выглядит как классическая креатура "питерско-чекистской" команды. В Генпрокуратуре поговаривают, что оба решения "приняты в одном пакете". Негражданское крыло администрации и ФСБ "берет под контроль ключевые предприятия отрасли - "Росспиртпром" и "Союзплодимпорт", с их заводами, дорогостоящими водочными брэндами и, в случае "Росспиртпрома", полномочиями по раздаче лицензий на торговлю спиртом", - подчеркивает источник Граней.Ру на Большой Дмитровке.

Второй мотив не столь очевиден, но отчасти объясняет загадочную игру Генпрокуратуры в "кошки-мышки" с Шефлером. Бизнесмен входит в консорциум инвесторов телекомпании ТВС. В список учредителей ЗАО "Шестой телеканал", по данным Граней.Ру, Шефлер был включен по инициативе руководителя президентской администрации Александра Волошина. "Шефлер входил в бизнес-клан Бориса Березовского, а Волошин, будучи главой знаменитой Федеральной фондовой корпорации, в 96-м помогал им обоим приватизировать "Союзплодимпорт".

Потом Шефлер отвязался от Березовского, но с Волошиным сохранил самые тесные деловые отношения", - отмечает уже упоминавшийся прокурорский чиновник. Таким образом, по его мнению, акция Генпрокуратуры имеет "политико-аппаратное измерение", она - звено межклановой борьбы в путинском окружении и затрагивает "бизнес-подкладку Волошина". Поэтому, полагает он, на Большой Дмитровке решили предъявить Шефлеру обвинение заочно и объявить его в федеральный розыск, хотя ни то, ни другое не предусмотрено действующим с 1 июля новым УПК. Такая нарочитая нелегитимность дает возможность мгновенно отреагировать на возможную команду "отбой".

Иван Горяев, 31.07.2002