Также: Экономика

статья Французы покорили "Арарат"

Федор Чистов, 30.07.2001
Фото с сайта www.arm-cognac.ru

Фото с сайта www.arm-cognac.ru

Ереванский коньячный завод приобрел в России права владельца товарного знака "Арарат". Президент компании "Ереванский коньячный завод" (завод с 1998 года принадлежит французской компании Pernod Ricard) Пьер Лареш расценил этот факт как важный этап для ЕКЗ в вопросе увеличения объемов реализации в России. По его мнению, регистрация товарного знака прежде всего гарантирует армянскому коньяку выход на российский рынок. Лареш явно имел в виду настоящий армянский коньяк, а не его многочисленные легальные и нелегальные "клоны". По количеству и качеству подделок армянский коньяк абсолютный лидер в номинации "коньяки и бренди". Многочисленные фальсификации больно бьют по имиджу этого напитка. Ведь армия почитателей армянского коньяка огромна.

Как показывают маркетинговые исследования, 40 % россиян из всех коньяков отдают предпочтения армянскому. Причем восьмая часть любителей армянского коньяка предпочитает марку "Арарат". При этом все производители армянского коньяка ориентируются на два рынка сбыта - Россию(около 80 % поставок) и Армению(остальные 20 %).

Получив права на "Арарат", ЕКЗ практически выбивает с российского рынка всех своих конкурентов, в том числе и три российских винно-коньячных завода "Арарат", расположенные в Москве, Саратове и Санкт-Петербурге. Кроме того, у нелегалов, производящих фальшивый коньяк, остается минимум места для маневра.

Однако в первую очередь удар наносится по основному противнику - армяно-кипрскому СП Great Valley, выпускавшему ряд традиционных коньяков, включая брэнд Great Ararat. Пока ЕКЗ боролся с более мелкими конкурентами и отстаивал свои монопольные права на торговый знак "Арарат" в Армении и России, Great Valley стал серьезной силой. По данным компании "Бизнес-Аналитика", которая занимается аудитом розничной торговли, за первый год работы Great Ararat удалось захватить до 3,5 % российского рынка коньяков.

Конкуренция между ЕКЗ и Great Valley переросла в открытый конфликт в прошлом году, когда СП заключило эксклюзивный договор с крупным российским дистрибьютором "Русьимпорт" и начало активно работать на российском рынке. По словам главы Great Valley Тиграна Арзаканцяна, в 2000 году предприятие производило до 250 000 бутылок коньяка в месяц, то есть шло на уровне с ЕКЗ.

В июне 2000 года в борьбу с конкурентом было вовлечено правительство Армении. Французы отказались от закупок 25 000 тонн винограда до отмены регистрации брэнда Great Ararat в Армпатенте. Лареш заметил, что у ЕКЗ нет никаких обязательств по количеству закупаемого винограда и завод обойдется без дополнительных закупок сырья. Параллельно ЕКЗ обратился в апелляционный совет Армпатента с требованием отменить регистрацию товарного знака Great Ararat. Основной довод французов состоял в том, что товарный знак "Арарат" был приобретен компанией Pernod Ricard вместе с ЕКЗ и целым рядом других товарных знаков в 1998 году за $30 млн.

Через два месяца, в августе 2000 года, в одном из своих выступлений г-н Лареш заявил, что убытки ЕКЗ от деятельности компании Great Valley составили как минимум $3,5 млн.

Поскольку продажа технических сортов винограда является одним из основных источников дохода сельского хозяйства Армении, угроза Лареша представляла реальную опасность. Армения могла понести серьезные убытки и потерять несколько тысяч рабочих мест на виноградниках. Перед страной замаячила перспектива завязнуть в международных судебных разбирательствах. С другой стороны, руководство Great Valley к тому времени закупало у республики не менее 10 тысяч тонн винограда и было готово увеличить закупки до заветных 25 тысяч. Да и инвестиции СП в экономику Армении, по словам Тиграна Арзаканцяна, составили около $26 млн. Примерно столько же вложили и французы. К тому же в Great Valley были уверены в законности регистрации своего главного брэнда и не боялись разбирательств в Армпатенте.

Для правительственных чиновников наступил час X. Им надо было окончательно решить вопрос: "Кто станет основным поставщиком армянского коньяка в Россию?". По тому, как развивались дальнейшие события, стало понятно, что Армения не выдержала мощного давления французов.

В сентябре прошлого года Армпатент принял решение об аннулировании регистрации товарного знака Great Ararat. В Армпатенте посчитали, что, во-первых, товарные знаки двух производителей настолько похожи, что их можно спутать. Вторым доводом в пользу аннулирования послужили огромные затраты французов на рекламу брэнда "Арарат".

Нанеся серьезный удар по Great Valley, французская сторона предъявила претензии России, потребовав остановки трех заводов "Арарат", действовавших на ее территории (и, кстати, принадлежащих Армении), и перепрофилирования их на другую продукцию. В итоге московский "Арарат" прекратил производство коньяка, саратовцы перешли на коньячные напитки, а в Петербурге сняли с производства коньяки "Арарат-3" и "Арарат-4" и попытались выпускать собственные брэнды. Но французам не понравилось... название самого завода. Теперь этот ребус решает Минсельхозпрод Армении.

Гораздо более сложные задачи предстоит разрешить самому ЕКЗ. Французам придется бороться с многочисленными подпольными заводиками, производящими поддельный коньяк. Лишь уменьшив число подделок, можно пожинать лавры от монопольного положения на рынке. При этом мастерство мошенников настолько филигранно, что дилеры завода иногда с трудом отличают настоящий коньяк от поддельного. Вполне возможно, что вскоре коньячная бутылка изменит форму, заблестит голограммами - да мало ли способов защиты. Лишь бы качество легального коньяка не страдало.

Ереванский коньячный завод (справка Граней.Ру)

Федор Чистов, 30.07.2001