Бывший глава "Росвооружения" полтора года не выходит на связь
Бывший глава "Росвооружения" Евгений Ананьев, ордер на арест которого в четверг выдала прокуратура североитальянского города Тренто, не выходил на связь со своими партнерами последние полтора года. Об этом "Коммерсанту" рассказали российские специалисты в области военно-технического сотрудничества, поддерживавшие контакты с Ананьевым.
Он, а также 37-летняя гражданка России Ольга Бельцова и гражданин Италии Джулио Риццо, обвиняются в отмывании денег, полученных в качестве взяток при заключении контракта на продажу МиГ-29 ВВС Перу.
Представитель командования Финансовой гвардии автономной области Трентино-Альто-Адидже полковник Аттилио Иодиче рассказал РИА "Новости", что они не знают, где находится в данный момент Ананьев.
По его словам, Бельцова находится под домашним арестом, поскольку у нее малолетний ребенок. Джулио Риццо препровожден в тюрьму. У них конфискованы виллы и автомобили.
Все эти люди были связаны с Владимиро Монтесиносом, который в 1998 году от имени правительства Перу заключил контракт с "Росвооружением" на закупку трех самолетов МиГ-29 на общую сумму $117 млн. Партнером Монтесиноса по этой сделке был экс-генерал КГБ Ананьев. При заключении контракта Монтесинос и Ананьев получили в качестве незаконных, по мнению органов прокуратуры, "комиссионных" $18,4 млн. Доля перуанца составила почти $11 млн. Остальные средства достались его российскому партнеру.
Из них примерно $5 млн Ананьев разместил на счетах банка "Адамас" в Лугано. Счета в нем он открывал без особого труда, так как был в то время президентом российского "МАПО-банка". Из Швейцарии деньги перечислялись небольшими траншами в Италию на счета подруги Ананьева - Бельцовой. Дальнейшей судьбой этих денег, по данным итальянской прокуратуры, занимался финансовый консультант Риццо.
В пресс-службе "Рособоронэкспорта" по поводу дела с продажей МиГ-29 воздержались. Источник в "Рособоронэкспорте", попросивший не называть его имени, рассказал корреспонденту "Коммерсанта", что и у этой компании есть претензии к Ананьеву. "В 1998 году направление Латинской Америки курировал заместитель Евгения Ананьева Юрий Хозяинов (ныне заместитель директора Комитета по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами. – Ред.). Все же направление торговли оружием с зарубежными странами шло тогда через министра экономики Якова Уринсона (ныне заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России". – Ред.). Однако сделкой с Перу занимался сам господин Ананьев. Деньги по контракту, видимо, пошли через подконтрольный Евгению Ананьеву МАПО-банк. С этим банком у "Росвооружения" было еще несколько неприятных моментов. Так, господин Ананьев в бытность гендиректором "Росвооружения" под непонятные и невыгодные для компании условия купил у МАПО-банка на $150-200 млн векселя. Потом банк обанкротился. Но до сих пор этот долг регистрирует Счетная палата".
Аресты стали итогом операции под кодовым названием "Матрешка", которую проводила налоговая полиция Италии. Проведению операции предшествовала длительная работа следственных органов Швейцарии и Италии. В рамках этой операции были произведены аресты счетов Ананьева, Бельцовой и Риццо в итальянских банках в Риме, Милане, Генуе и других городах.
Дело россиян было начато в 2001 году швейцарскими органами юстиции, которые заблокировали в банках Цюриха счета нескольких политиков и военных Перу.
В сентябре 2001 года в миланском аэропорту Мальпенса правоохранительными органами Италии у прибывших из Цюриха Ананьева и сопровождавшего его российского офтальмолога были обнаружены рукописные документы, в которых прослеживалась финансовая история взятки за продажу МиГ-29.
В марте 2004 года прокуратура Цюриха передала в прокуратуру Тренто подробную информацию, связанную с нарушениями закона со стороны Монтесиноса и Ананьева. Аналогичную информацию получила и прокуратура Перу.
По распоряжению прокуратуры Тренто налоговая полиция финансовой гвардии отследила перемещения финансовых средств по многочисленным счетам участников этой истории. В результате были получены доказательства отмывания в Италии денег, полученных преступным путем.
Комментарий
Евгений Ананьев, поставленный во главе "Росвооружения" в 1997 году, был креатурой мощной по тем временам группы во главе с вице-премьером Яковом Уринсоном. Его поддерживали и влиятельные чиновники президентской администрации - Сергей Ястржембский, Алексей Огарев, Руслан Орехов. Однако неожиданная отставка главы правительства Виктора Черномырдина и смещение Уринсона отрицательно повлияли на карьеру Ананьева. Более того, в апреле 1998 года замначальника ГУБЭП МВД Шаленков заявил, что его ведомство намерено провести проверку ГК "Росвооружение" по фактам невозврата валютных средств из-за рубежа в размере 800 млн долларов.
Ананьев сдался не сразу. В качестве предохранительной меры он назначил на пост советника компании экс-министра обороны Павла Грачева, который пообещал новому начальнику надежное прикрытие в лице своего "личного друга" Бориса Ельцина. Не без помощи Грачева и Огарева Ананьеву была устроена встреча с президентом, после чего МВД и Генпрокуратура вынуждены были отступить и забыть на время о главе "Росвора". А тот продолжил поиск союзников и издал распоряжение о выплате предприятиям ВПК всех причитающихся им средств от внешнеторговых сделок, тем самым расположив к себе губернаторов. Например, Эдуард Россель чуть ли не с кулаками лез на премьера Кириенко, требуя не трогать Ананьева.
Так бы и отбоярился от правоохранителей Ананьев, да уже было прирученного Кириенко снесло бурным потоком августовского дефолта. Не выручили ни Путин, ни Патрушев, которые, возглавляя по очереди президентское Главное контрольное управление, проверяли "Росвоор", но не предъявляли Ананьеву персональных претензий. Однако пришедший затем на место начальника ГКУ Евгений Лисов взял главу компании в жесткие тиски. О "крепком орешке" было доложено новому премьеру Примакову. К разработке Ананьева подключилось даже ГРУ - как утверждала пресса, по личной просьбе первого вице-премьера Юрия Маслюкова. И после ряда контрманевров 27 ноября 1998 года Ананьев пал - президент своим указом уволил его с должности. Как только лакомое место освободилось, расследование сомнительных сделок, совершенных "Росвооружением" под руководством Ананьева, было спущено на тормозах. Беда пришла к бывшему начальнику "Росвоора" с неожиданной стороны - от итальянских правоохранительных органов, делающих свое дело вне зависимости от российских политических интриг.
Справка
Чем известен Евгений Ананьев
Сразу после назначения на пост главы "Росвооружения" в августе 1997 года Евгений Ананьев предложил Эквадору, который намеревался купить партию истребителей Су-27, приобрести вместо них самолеты МиГ-29. Разгорелась лоббистская война между производителями "Су" и "МиГов", в результате которой Эквадор вообще отказался от сделки и начал переговоры о покупке самолетов "Сухого" на Украине. Только после ухода господина Ананьева из "Росвооружения" (27 ноября 1998 года) Эквадору были поставлены восемь истребителей Су-27 из наличия ВВС России.
В 1997 году объем экспорта российского оружия упал на 27% и составил $2,6 млрд (в 1996 году – $3,56 млрд), из них по линии "Росвооружения" было получено около $2 млрд. В 1998 году объем российского оружейного экспорта составил $2,3 млрд.
Летом 1998 года проверку "Росвооружения" провело главное контрольное управление администрации президента. Результаты проверки были засекречены, однако в СМИ попали различные факты финансовых нарушений со стороны руководства компании. Так, в начале 1998 года Евгений Ананьев разместил средства "Росвооружения" в размере $31 млн в МАПО-банке, руководителем которого он был до назначения в госкомпанию. Проверки установили, что средства были помещены в банк по крайне низкой ставке – 5,5% годовых, что привело к большим убыткам государства. Еще порядка $40 млн было переведено в ОВВЗ и переведено в уставный капитал дочерних предприятий компании или прокручено через МАПО-банк. Проверка также установила, что на личную охрану Евгения Ананьева "Росвооружение" тратило $85 тыс. ежемесячно. Более $500 тыс. было потрачено на оборудование директорского спецблока в офисе компании.
В октябре 1999 года Евгений Ананьев фигурировал в направленном Генпрокуратурой премьер-министру Евгению Примакову "списке лиц, на которых в правоохранительных органах накоплены компрометирующие материалы уголовно-процессуального характера".
Коммерсант, 04.06.2004
Справка
Евгений Ананьев, биографическая справка
Евгений Ананьев родился в 1948 году в Москве. Окончил Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева и Финансовую академию при правительстве РФ. До 1991 года служил во внешней разведке, подполковник. В 1991-1992 годах – генеральный директор внешнеэкономической ассоциации ВЭАМ. В 1992-1993 годах – советник по экономическим вопросам генерального директора Московского авиационного производственного объединения (МАПО). С 1993 до августа 1997 года – председатель правления МАПО-банка. 21 августа 1997 года указом президента Бориса Ельцина назначен генеральным директором ФГУП "Росвооружение". 21 ноября 1998 года указом президента РФ освобожден от должности. В 1999 году в течение нескольких месяцев работал советником гендиректора другого спецпосредника в области военно-технического сотрудничества – ФГУП "Промэкспорт". "Промэкспорт" тогда возглавлял нынешний гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов.
Коммерсант, 04.06.2004