статья Доброе имя не продается

Ярослав Скворцов, 23.03.2004

Питерский "Менатеп" по праву считается банковским долгожителем. И дело тут не только в возрасте (банк существует с 1995-го), но и в тех метаморфозах, которые он на себе испытал и, тем не менее, остался на плаву. К чему к чему, а к смене акционеров "Менатепу СПб" не привыкать: кроме одноименной финансовой группы в конце 90-х банком владел "Газпром", немало положивший на то, чтобы сделать банк крупнейшим банком региона.

Однако газовый монополист охладел к банку столь же быстро, сколь и к банковскому бизнесу вообще: начало "дела ЮКОСа" питерский "Менатеп" встречал уже как вновь полноценное подразделение "империи Ходорковского". Памятная операция по объединению "Траста" и "Менатепа" в холдинг ход дел не улучшило, и по результатам деятельности питерского банка за 2003 год активы остались на уровне предыдущего года, а прибыль сократилась в два раза.

Руководство нового холдинга старалось делать хорошую мину, утверждая, что все происходящее с питерским "Менатепом" - не более чем "издержки переходного периода". Отток депозитов из банка стал закономерным следствием скандала вокруг "ЮКОСа"; здесь же причина и более чем 25-процентного сокращения клиентских средств, размещенных в "Менатепе СПб". Тем не менее, международные рейтинговые агентства оценили перспективы банка весьма негативно. Под новый, 2004-й год, Standard & Poor’s понизило кредитный рейтинг банка с "ССС+" до "ССС", а вчера, по некоторым сообщениям, его и вовсе отозвало по причине "недостатка информации, необходимой для оценки кредитоспособности".

Следовательно, увещевания нового руководства банка, еще месяц назад обещавшего положительный эффект от реструктуризации, услышаны не были. Напомним, что в конце февраля текущего года такое обещание давал главный управляющий директор банка "Менатеп СПб" Крис Эванс, романтично сравнивший свой банк с "гигантом, который ждет, чтобы его разбудили". Г-н Эванс обещал, что несмотря на более чем 50-процентное сокращение прибыли банка до налогообложения (по сравнению с 2003 годом) и 20-процентное падение объема привлеченных средств физических лиц, показатель возврата на расходы банка к концу текущего года составит 180% против 120% по итогам 2003-го.

Кому теперь предстоит решать столь амбициозную задачу (и надо ли будет ее решать: теоретически, покупатель может "растоврить" менатеповский бизнес в уже существующих банковских структурах, так что само имя "Менатеп Санк-Петербург" попросту не сохранится), пока что неясно. На просьбу Граней.Ру прокомментировать информацию о возможной покупке банка в самом "Менатепе-СПб" ответили отказом. "Да, мы в курсе такой информации, но ни подтверждать, ни опровергать ее не станем", - отметили в московском филиале банка, на который прежде нас "перевели" из офиса в Петербурге.

Не расположенными к беседе оказались и представители возможных покупателей акций питерского банка. В этой связи кто-то из экспертов вспомнил слова директора Фонда эффективной политики Глеба Павловского, произнесенные в ответе на вопрос "Что теперь, после президентских выборов, будет с Ходорковским?" "Ходорковский сидит", - перефразировал Павловский известное изречение одного из своих главных клиентов.

Такая неопределенность, видимо, не дает повода для спешки и тем, кто приценивается к собственности Ходорковского (пускай теперь уже и "почти бывшей")...

Ярослав Скворцов, 23.03.2004