Невзлин: Власть еще не решила, кто будет следующим после Ходорковского
Общество скоро поделится на потенциальных оборотней в пиджаках, в погонах, в галстуках и тех, кто выявляет этих оборотней, заявил в интервью "Ведомостям" акционер "ЮКОСа" Леонид Невзлин. Он считает, что следующей жертвой может стать кто угодно, но при выборе "значение будет иметь нелояльность. Пока же "власть еще не сделала выбор, начать все-таки штамповать дела или остановиться на Ходорковском, показав тем самым мировому сообществу, что в России нет презумпции невиновности и право применяется избирательно."
"Сейчас ведь формируется совершенно другая экономическая логика взаимодействия власти и бизнеса. Власть крайне сильно желает, чтобы денежные ресурсы были в ее руках. И беспредел по Ходорковскому дал возможность решить вопрос перераспределения средств системно. Власть отвоюет все "проигранные" позиции в Думе и в правительстве, а бизнес-сообщество в своем нынешнем состоянии не сможет противодействовать решениям по изъятию прибыли. И зачем тогда заниматься личным преследованием кого-то? Так что если говорить про свободу и деньги, то Ходорковский, конечно, многих спас", - считает Невзлин.
О личной неприязни президента Владимира Путина к Михаилу Ходорковскому Невзлину ничего не известно. Комментируя возможность того, что первопричиной травли могло стать различия во взглядах президента и бизнесмена, Невзлин отметил, что знает много людей, позиции которых "гораздо сильнее расходятся с линией политического руководства, чем у Ходорковского", но не замечал, чтобы у них из-за этого возникли проблемы. "Видимо, разница в том, что Ходорковский - публичный успешный человек, занимающий по всем вопросам выверенную позицию, - объективно стал опасен власти. Опасен тем, что он говорит и его слышат и в России, и на Западе", - полагает предприниматель.
Говоря о ситуации в стране, Невзлин отметил, что сейчас проходит такая фаза построения управляемой демократии, в результате которой мы получим "системное отсутствие оппозиции". Предприниматель напомнил, что вектор построения управляемой демократии был задан старой ельцинской администрацией: "Это ограничение выборности и полномочий региональных элит, формирование центристской партии - партии чиновников и бюрократов, чтобы парламент был управляемым." "И чем более управляемая демократия нужна, тем более жесткие менеджеры требуются. В итоге мы узнаем, что самый короткий путь между двумя решениями - это прокуратура и ФСБ, - заявил Невзлин. - А те люди в администрации и правительстве, кого называют рыночниками и либералами, оставшись в системе власти, в этой ситуации вынуждены играть по правилам, которые диктуют силовые структуры. Вопрос лишь в том, сколько времени им потребуется, чтобы уговорить себя, что Ходорковский был не прав. Я уверен, что Миша действительно рассчитывал на них как на представителей цивилизованного демократического сообщества в администрации, поэтому и говорил про "крылья". Но его никто не защитил. Нам Волошин говорил, что регулярно пытался. Эта информация непроверяемая. Но если этот человек пытался вернуть ситуацию в русло закона, и не получилось, и он вынужден был уйти в отставку, каково же тогда влияние главы администрации? Честнее было уйти сразу или сказать, что он не сможет. Ходорковский, насколько я понимаю, действительно рассчитывал на это крыло администрации. Его подвели, подставили и сдали."
К отношению коллег-бизнесменов Невзлин относится с пониманием за исключением тех случаев, когда люди сотрудничали с органами, "чтобы помочь им разобраться с делом "ЮКОСа". Речь идет о тех, кто лично участвует в экспертизах для следствия, причем Генпрокуратура не скрывает, что экспертизу они получают у профессионалов. "Это разные люди, среди них есть и крупные предприниматели", отмечает Невзлин. По мнению, те компании, от имени которых были поданы жалобы на "ЮКОС" просто воспользовались приглашением ФСБ "все несите, что у кого есть, будем мочить". "Просто привычка ходить строем, особенно когда страшно, сформировала некоторое количество союзников нападающей стороны, - отметил Невзлин - Мне известны коррумпированные чиновники во власти и в правоохранительной системе, связанные с некоторыми бизнесменами. И с нами неоднократно пытались торговаться: "Такого-то уголовного дела не будет, если вы то-то отдадите".
В том же интервью Невзлин заявил, все бизнес-сообщество, включая "ЮКОС", финансировало "Единую Россию". По его словам, это происходило не напрямую: "Администрация занимается фандрайзингом среди бизнес-сообщества на некоторые проекты. Есть нормальные проекты - условно говоря, празднование 300-летия Санкт-Петербурга. Но сторона, принимающая деньги на проекты администрации, тратит их и на политику. Доказать это я не могу, я в этом просто уверен."
Комментируя информацию о приостановлении слияния "ЮКОСа" и "Сибнефти", Невзлин пояснил, что приостановлены "дальнейшие процедуры": "В частности, два пункта, связанные с изменением устава "ЮКОСа" и состава совета директоров, а также назначением председателя правления." По его мнению, утверждение состава руководства новой объединенной компании должно произойти по ранее достигнутому соглашению.
Он также сообщил, ссылаясь на данные коллег, что переговоры "ЮКОСа" с иностранными инвесторами продолжаются.