Российскими нефтяными деньгами могут стать евро
Президент России Владимир Путин не исключил возможности перехода расчетов по нефтяным сделкам на евро. "В целом это не исключено и вполне возможно. Это будет интересно для наших партнеров", - заявил, как передает РБК, глава государства на пресс-конференции после российско-германских консультаций в Екатеринбурге. "Это зависит не только от нас", - отметил Путин, пояснив, что многие компании участвуют в торгах на биржах, где сделки заключаются в долларах.
Ранее о том, что Россия рассматривает возможность продажи нефти не за доллары, а за европейскую валюту, роль которой в последнее время сильно возросла, Moscow Times сообщили источники в правительстве Германии. "Этот вопрос приобретает все возрастающее значение", - заявил один из сопровождающих канцлера Германии Герхарда Шредера во время его официального визита в Россию.
Переход России, второго по величине экспортера нефти в мире после Саудовской Аравии, на евро может повлиять на глобальную систему денежного обращения. На переходе на евро в расчетах за энергоресурсы настаивают и лидеры европейских стран. В 1999 году, сразу после того как Владимир Путин стал премьер-министром России, он выдвинул предложение о переходе на расчеты в европейской валюте.
В Министерстве энергетики РФ не подтвердили эту информацию. "Никаких переговоров по этому поводу не ведется", - заявили Reuters официальные представители министерства.
Комментарий
Переход с доллара на евро в расчетах по торговым операциям, связанным с импортом товаров и услуг в Россию, начался уже давно: пионерами в этой области стали туроператоры, отправлявшие россиян в зону евро, автосалоны, торгующие европейскими машинами, а также оптовые, мелкооптовые и розничные рынки стройматериалов, получающие цементные смеси и евровагонку из перешедших на единую валюту стран Старого Света. И вот теперь очередь "меняться" подошла и к экспортным операциям.
Как отреагирует на этот возможный переход рынок наличной валюты? Представляется, что эффект не будет моментальным. Взять те же строительные рынки. Пока с них не распродали "доевровый" товар, то есть то, что шло в страну по контрактам, заключенным до перехода поставщиков на расчеты в единой европейской валюте, никто из продавцов о ней и не вспоминал. (Напомним, что товары, поставлявшиеся из Европы, для удобства оценивались не в марках или шиллингах, а в привычных и понятных" российскому потребителю долларах США.) Здесь, правда, сказался еще один фактор: даже тогда, когда в странах еврозоны новая валюта подошла вплотную к уровню "один евро за один доллар" (речь идет об августе-сентябре 2002-го), "российский" доллар опережал "российский" евро. Когда же мы стали "догонять Европу", поменялись и предпочтения тех же торговцев стройматериалами.
Как ни странно, но решение о переходе на расчеты в евро при поставках российских энергоносителей в Европу также скорее всего скажется на рынке, но через какое-то время. "Вытеснение" доллара из области внешнеторговых расчетов приведет к сокращению спроса и предложения, Центробанк продолжит свой уход с активных позиций на рынке; курс американской валюты станет менее спекулятивным. Тенденция к "евроизации" российского валютного рынка укрепится, а внимание к доллару станет существенно меньше.
Представляется, что тем, кто ощущает себя ближе к Европе (и в смысле поездок, и в смысле приобретения автомобилей и прочих ТНП), есть смысл от долларов избавляться. Тем же, кто "смотрит за океан", спешить не стоит: с тем же долларом можно будет и поиграть, используя разницу курсов. Примерно по той же схеме, что и с евро в упомянутом уже 2002 году: покупаем на рубли евро в России (тут дешевле), продаем за доллары в Европе (там дороже), а потом с долларами – домой и продаем за рубли. "Географию" новых схем попробуйте начертить самостоятельно.