Америка отстала: в ней собственность царит и капитал
Евро крепчает день ото дня, но США отчего-то не сильно волнуются по этому поводу и не предпринимают резких телодвижений. Это несколько необычно для Америки. Многие экономисты весной 1999 года говорили, что бомбежки американцами Белграда были вызваны именно появлением евро. Безналичный евро появился чуть раньше и как-то сразу многим понравился. Администрации Клинтона срочно понадобилась масштабная заваруха именно в центре Европы, дабы поддержать национальную валюту. Евро рухнул вместе с первой же бомбой.
Буш взял паузу. Бомбить в Европе сейчас по большому счету некого, к тому же американцы прекрасно понимают - Европа здесь вообще ни при чем. Показатели роста общеевропейской экономики в общем и целом выглядят относительно неплохо, но не впечатляют. Более того - полгода назад экономисты вдохновенно обсуждали тему сворачивания зоны евро: этой зимой Португалия, член Евросоюза, продемонстрировала такие экономические показатели, что зашла речь о разработке механизма исключения проштрафившихся стран из зоны фиксированных валютных курсов. Милтон Фридман, нобелевский лауреат по экономике и предводитель монетаристов всего мира, счастливо потирал руки: он всегда говорил, что евро - блеф, что с ним рано или поздно придется расстаться, но ценой значительных экономических и политических потерь, не говоря уже о такой штуке, как разочарование в мыслях об общем доме.
Курс евро, казалось бы, опровергает идеологию Милтона Фридмана. Но дело все-таки не в евро и не в общем европейском доме, а в серьезных проблемах с долларом. Он падает не только по отношению к евро, но и по отношению к иене, например. Он просто падает. А не падать он не может.
Четыре года назад принято было сравнивать экономики стран, называемых "азиатскими тиграми", с мыльным пузырем - там, дескать, не было реальных достижений, один сплошной пиар, инвесторы были привлечены поверхностными, отчасти виртуальными успехами азиатских экономик, но стоило взяться за дело известному спекулянту Джорджу Соросу, и все посыпалось. Азиатский кризис потянул за собой весь мир, чем это кончилось в России в августе 1998 года, напоминать не надо.
Два года назад мыльным пузырем стали обзывать сектор высокотехнологичных компаний в США, когда многие инвесторы с удивлением обнаружили, что Интернет - это еще не все что нужно для полного счастья. Теперь с мыльным пузырем сравнивают всю американскую экономику с ее корпоративными скандалами, жертвами которых стали десятки тысяч инвесторов. Если уж отчетности крупнейших компаний оказались дутыми - а жили они не в пустом пространстве - стало быть, и успехи экономики США (и без того в последние годы не блестящие) тоже... того. Даже очень небольшие - а дутые. Конечно, это не могло не отразиться на долларе. И - обратите внимание - как сразу обострилась тема с Ираком. Америке сейчас дозарезу нужна маленькая победоносная война. Ей нужен Ирак. Или Северная Корея. Или Ливия. Хоть черт в ступе, но нужно резко сменить мировую картинку. Ирак подходит. Война даст шанс доллару пожить еще немного. А дальше нужно будет придумать что-нибудь еще - например, наполнить доллар реальным содержанием. Но на это нужны годы, а чтобы продержаться, заваруха нужна сейчас.
Что до ситуации с долларом и евро в России, то до нас пока долетают только мелкие брызги от поднявшейся в мире волны. Впрочем, слово "дефолт" уже произнесено. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин во вторник отверг возможность дефолта в связи с наметившейся тенденцией укрепления евро по отношению к доллару. По его словам, мощность экономики США, ее динамизм и либеральность намного выше, чем у других стран, даже с учетом рецессии, отмечаемой в последнее время. Тем не менее рост курса евро повлияет на объем долговых платежей России. Этот объем в случае сохранения существующей тенденции до конца года может увеличиться на 350-400 млн долларов - это из-за курсовой разницы, ведь речь идет о платежах европейским странам. Однако правительство, по словам Кудрина, готово к этому, и в бюджете запланированы необходимые резервы для погашения возникшей курсовой разницы при внешних платежах, так что никаких изменений в бюджете не потребуется.
А вот это наводит на другие размышления: российский бюджет этого года уже подвергся корректировке дважды - из-за повышения денежного довольствия военнослужащих и из-за наводнения в южных регионах России. Причем на борьбу с чрезвычайными ситуациями в бюджете были заложены деньги, но правительство уже сейчас понимает, что их не хватит, и честно об этом говорит. Возникает вопрос - даже, в общем, несколько. Если 400 млн долларов, которые теряет бюджет на курсовой разнице, не существенны для общегосударственного кармана, во сколько же налогоплательщикам обошлись наводнение и прибавка жалования военным? Оно, конечно, дело святое, надо дать - но реальные цифры и некоторые подробности знать хотелось бы.
Бюджет России (досье Граней.Ру)