статья Игра с высокой отставкой

Иван Горяев, 18.03.2002
Виктор Геращенко. Фото с сайта www.vremya.ru

Виктор Геращенко. Фото с сайта www.vremya.ru

По словам собеседников Граней.Ру в правительственном аппарате, хронология событий, предшествовавших отставке Виктора Геращенко с поста председателя Центробанка, примерно такова. Как утверждают наши источники, решение об отставке главы ЦБ созрело в Кремле и Белом доме еще в конце позапрошлой недели. Г-н Геращенко переполнил чашу терпения администрации и правительства своей борьбой против поправок к закону о ЦБ.

Формальным поводом к отставке стала двусмысленная позиция руководства ЦБ, которое сначала было пошло на компромисс с правительством в вопросе о полномочиях Национального банковского совета (НБС), учреждаемого по новому варианту закона о ЦБ. НБС должен был быть укомплектован представителями законодательной и исполнительной власти; ему планируется передать часть полномочий председателя и совета директоров Банка России.

Первый замминистра финансов и будущий глава ЦБ Сергей Игнатьев курировал на Ильинке отношения с Банком России и уполномоченными банками. Он был автором и главным лоббистом новой редакции закона о ЦБ. Еще в начале марта Минфин в лице г-на Игнатьева предложил Виктору Геращенко и депутатам компромисс. В рамках "схемы Игнатьева" пост председателя совета директоров ЦБ и главы НБС законодательно совмещаются; совет директоров (а не НБС, как того хотели депутаты) утверждает годовой отчет ЦБ, отчет аудитора ЦБ, а также устанавливаемые ЦБ правила бухучета и отчетности (то есть все инструкции, с помощью которых Неглинная "строит" комбанки). Взамен руководству ЦБ предлагалось как можно скорее, уже в текущем году "выпулиться" из капитала Внешторгбанка. Для Геращенко этот компромисс имел бы смысл, если бы он твердо знал, что в июне вновь будет выдвинут президентом на пост главы ЦБ. Но Геракл был уверен как раз в обратном.

Поэтому, утверждают в Банке России, Геращенко решил "подложить Касьянову прощальную свинью". Он подписал согласованный вариант поправок. Однако 11 марта, дождавшись, пока Игнатьев на совместном заседании бюджетного и банковского комитетов Госдумы продавит большую часть упомянутых поправок по статусу НБС, первый зампред ЦБ Татьяна Парамонова неожиданно покинула Охотный Ряд. "Отрабатывать" тему выхода ЦБ из капитала ВТБ оказалось некому. Игнатьев, говорят, был просто ошарашен. Зато депутаты, с их артистическим "чутьем на маржу", немедленно перенесли выход ЦБ из капитала Внешторгбанка до 1 января 2005 года, оговорив вдобавок, что выход должен быть оформлен специальным законом. Теперь правительству придется очень сильно отблагодарить народных избранников за перемену решения по ВТБ.

Касьянов был взбешен. Ведь на следующий день ему была назначена высочайшая аудиенция, а тут такой провал. Тем не менее премьер, по словам одного их собеседников Граней.Ру в правительственном аппарате, решил "обернуть беду выгодой". Насколько можно понять, верхушка правительства, столкнувшаяся сначала с инфляционным скачком в январе, а затем, в феврале, с провалом сбора налогов, лихорадочно искала оправдания в глазах президента. В ходе встречи с Путиным 12 марта премьер, по сведениям Граней.Ру, передал главе государства нечто вроде меморандума о прегрешениях руководства Банка России. ЦБ не желал выходить из капиталов Сбербанка и ВТБ, и якобы не в последнюю очередь именно это осложнило позиции правительства на переговорах о вступлении в ВТО. Кроме того, по мнению руководства Белого дома, позиция ЦБ, поддерживавшего "сильный рубль", как раз и привела к зимнему инфляционному скачку и январскому падению положительного сальдо торгового баланса страны (с $5,8 млрд в декабре до $3,9 млрд на начало февраля). Встреча была вовсе не благоприятной для Касьянова главы Белого дома; президент предупредил премьера о его персональной ответственности за макроэкономические показатели.

Еще 12 марта глава государства в телефонном разговоре обещал Геращенко наложить вето на закон о ЦБ в депутатской редакции. Дума должна была рассмотреть закон во втором чтении в пятницу, 15 марта. Однако то ли под давлением Геращенко, сделавшего на этот счет несколько весьма жестких заявлений (вплоть до намерения оспаривать закон в Конституционном суде), то ли под давлением правительства (которое не могло простить Парамоновой ее театральный уход из Думы 11 марта) обсуждение было отложено. Возможно, впрочем, Совет Думы решил дождаться реакции Кремля. Между тем "реакция Кремля" формировалась в обстановке повышенной конфиденциальности. По крайней мере в самом Банке России о готовящемся решении не знали даже чиновники на уровне директора департамента.

Говорят, прошение об отставке без даты глава ЦБ передал Путину еще шесть месяцев назад. 13 марта ВВП вызвал Геращенко в Кремль и в его присутствии проставил дату. Тем временем в президентской администрации, руководстве кабинета и даже в верхушке РСПП шли активные консультации насчет кандидатуры преемника Геращенко. Теперь уже понятно: сторонники "группы Кудрина-Чубайса" переиграли и "касьяновцев", и "питерских чекистов". 15 марта Путин провел с Игнатьевым часовую встречу и ближе к вечеру отправил в Государственную думу представление об отставке Геращенко и назначении Игнатьева.

Игнатьев - член "питерской" команды либералов первого призыва с устойчивой репутацией "человека Чубайса". Именно нынешнему председателю правления РАО "ЕЭС России" преподаватель кафедры ценообразования Ленинградского финансово-экономического института обязан своей московской карьерой.

Друг Чубайса Егор Гайдар в 1992 году продвинул Игнатьева в ЦБ (который возглавлял тогда полузабытый ныне Георгий Матюхин). На Неглинной Игнатьев отвечал за денежную политику и макроэкономику. После отставки Матюхина Гайдар подумывал было предложить Борису Ельцину кандидатуру Игнатьева, но не решился. Пришедший на смену Матюхину Виктор Геращенко довольно быстро "выдавил" Игнатьева, который резко возражал против политики эмиссионной накачки экономики. При "втором пришествии Гайдара" (тот в сентябре 1993-го в пику оппозиционному Верховному Cовету был назначен первым вице-премьером и министром экономики) Игнатьев получил пост замминистра экономики.

После президентских выборов 1996 года Чубайс возглавил президентскую администрацию, и Игнатьев даже поработал помощником президента Бориса Ельцина по экономическим вопросам. В Минфине (куда его привел опять-таки Чубайс) Игнатьев занимал должность, не связанную с управлением крупными финансовыми потоками, которые в основном замыкали на себя министры - сначала Михаил Задорнов, потом Михаил Касьянов. Игнатьев ведал отношениями Минфина с ЦБ и госбанками, а также вопросами реформы кредитных организаций. Межбюджетные отношения и доходы бюджета ему поручили лишь совсем недавно. И то просто потому, что министр Алексей Кудрин, с одной стороны, разуверился в своем первом заместителе Алексее Улюкаеве, а с другой - не хотел слишком уж перегружать другого своего заместителя, Татьяну Голикову.

Кремлевский кандидат на пост председателя ЦБ - достаточно закрытая, непубличная фигура. Знающие его люди отмечают у Игнатьева наряду с талантом аналитика явный недостаток качеств сильного администратора. Собеседники Граней.Ру в Банке России уверены, что в ближайшее время развернется нешуточная борьба аппаратных кланов за право выдвинуть из своих рядов административного дублера главы ЦБ. В частности, на Неглинной не исключают, что премьер Касьянов станет продвигать на пост первого зампреда ЦБ либо председателя Внешэкономбанка Андрея Костина, либо кого-то из его команды.

В ЦБ также не сомневаются в быстром демонтаже "команды Геращенко" и уходе таких ключевых ее фигур, как первый зампред ЦБ Татьяна Парамонова, зампреды Владимир Горюнов, Виктор Мельников и Олег Можайсков. Более уверенно чувствует себя другой влиятельнейший чиновник ЦБ - начальник Московского главного теруправления Банка России Константин Шор, в надзорном ведении которого находится более 80 процентов национальной банковской системы. Многоопытный и осторожный Шор "рулит" столичным главком ЦБ аж с 1989 года и не ассоциирует себя с меняющимися на Неглинной командами.

Вероятны отставки руководителей банков ЦБ - глав Сбербанка и ВТБ Андрея Казьмина и Юрия Пономарева. Насчет ухода последнего у наблюдателей просто нет никаких сомнений. Кремль позволит Касьянову скушать Пономарева, который всемерно противился выходу ЦБ из капитала банка. Говорят, у Касьянова наготове и кандидат на пост председателя ВТБ - нынешний замминистра финансов Владимир Чернухин. Другое дело, что у Кремля тоже может быть свой туз в рукаве. Что же до самого Игнатьева, то он, весьма возможно, приведет на Неглинную своего старого товарища - руководителя департамента макроэкономической политики и банковской деятельности Минфина Антона Силуанова.

Дурные предчувствия Геракла - Грани.Ру, 16.03.2002
ИНФОРМБЮРО: Отставка Геращенко
ЦИТАТЫ ПО ТЕМЕ
Судьба правительства (досье Граней.Ру)

Иван Горяев, 18.03.2002