Банки опять посчитали. "Вслух" и "про себя"
"ММБ. Расчет окончен"
Когда первые рейтинги появились в России, отношение к ним у банковского сообщества было двояким. Если своим местом были недовольны, криво усмехались: "Недоплатили". Если рейтинг устраивал, обязательно ссылались на него в годовых отчетах, рекламных буклетах и вообще по поводу и без. С 1994 года, когда отечественные банки впервые были замечены составителями рейтинга 1000 крупнейших кредитных организаций мира, ежегодно публикуемого в июльском номере британского журнала The Banker, этот новый "аршин" стал для российских банкиров едва ли ни главным.
Вышедший на этой неделе июльский The Banker не принес особых сюрпризов, если не считать смены лидера. Первым российским банком в списке 1000 крупнейших идет Сбербанк РФ (на сей раз он занял почетное 155-е место; в 2002-м был 191-м, а еще годом раньше наш нынешний лидер маялся в третьей сотне). Прошлогодний же "самый крупный российский" - Внешторгбанк - стал вторым и 155-м в "общем зачете", что также прогресс: прошлогодний его результат -- 174-е место; а в 2001-м было 222-е.
Всего же россиян в новом рейтинге The Banker полтора десятка (год назад была чертова дюжина). Кроме уже названных банков, это Газпромбанк (371-й; в 2002-м он был 381-м), Международный промышленный банк (569-й и 625-й соответственно), МДМ (592-й и 629-й), ВЭБ (633-й и 750-й), несколько откатившийся Глобэксбанк (680-й и 640-й), обделенный вниманием составителей top-1000 в 2002-м Банк Москвы (730-й), Альфа-банк (760-й и 777-й), еще один «новичок» -- Уралсиббанк (770-й), также отступивший Росбанк (783-й и 778-й), "Петрокоммерц" (869-й и 930-й), НОМОС-банк (903-й и 914-й), плюс еще два новобранца: ДИБ (966-й) и Международный Московский банк, которому выпала честь "закрыть двери" элитарного клуба: порядковый номер ММБ в списке 1000 крупнейших 999-й.
Вылетели из списка Собинбанк и "Сити". У последнего, правда, есть все шансы отыграться.
В очереди за Visa
"Сити или не Сити" – вот в чем вопрос выбора Visa Int., впервые с помощью тендера выбирающей расчетный российский банк. Напомним, что до 1997 года ею были перепробованы несколько крупных и, как тогда казалось, вполне устойчивых российских банков: "Кредо", "Мост", ОНЭКСИМ. В 1997-м Visa остановилась на "московском американце" – Citibank T/O Moscow. С тех пор, как отмечают эксперты, он и является расчетным банком этой платежной системы "по умолчанию".
К марту текущего года российские банки, входящие в ассоциацию Visa Russia, очнулись от посткризисной спячки и потребовали проведения конкурса. В апреле Visa дала добро и приступила к отбору кандидатов. И вот на этой неделе срок подачи заявок истек. Решение – за лондонским офисом платежной системы. Тем самым, который и принял в свое время решение о выборе московского "Сити" в обход установленных Visa Russia правил. Шансы на то, что Лондон свое мнение изменит, невысоки.
Кто же – пускай формально – может составить конкуренцию Сити-банку? Отбор кандидатов проводился строго конфиденциально, поэтому мы можем оперировать лишь экспертными оценками. Так вот: утверждается, что в поле зрения Visa также оказались 100-процентно российские Сбербанк России, Внешторгбанк, Газпромбанк, а также еще два российских банка с участием западного капитала: "Международный Московский" и "Райффайзен" (заметим, что оба "иностранца" весьма активно начали осваивать российский розничный рынок, запуская, в частности, всевозможные карточные схемы).
Без особого преувеличения можно утверждать, что главное в проводимом Visa Int. тендере – это участие. Сам факт допуска к участию в нем можно считать признанием высоких результатов в практической работе.
И никто здесь не станет кривить физиономию: мол, "не доплатил".
Так, на сопоставлении разных рейтингов и иных "систем отбора", можно понять, кто есть кто на российском рынке финансовых услуг.
Статьи по теме
Банки опять посчитали. "Вслух" и "про себя"
Финансы – стихия цифр и схем, и оттого банкиры всех времен и народов очень любили и любят всевозможные рейтинги. В некоторых случаях, чтобы сделать те или иные выводы: вон тот "подрос", а этот "скатился"; у этого улучшилось соотношение прибыли к капиталу, а у того – капитала к активам...
Все четко, все понятно. Повод для очередных сопоставлений – свежий рейтинг лондонского The Banker.