Клейнеровская "монополька"
Клейнер versus Сбербанк: один ноль, причем в третьей игре подряд
О подготовке Вадима Клейнера к собранию акционеров крупнейшего банка России, равно как и об "истории вопроса", Грани.Ру писали еще в мае . Что ж, предположения сбылись: несмотря на судебные иски руководства Сбербанка, считавшего, что Клейнер его дискредитирует, и даже победу, одержанную при рассмотрении дела в первой инстанции, акционерам "Сбера" впору говорить представителю Hermitage Capital Management и независимому директору Сбербанка "большое акционерное спасибо": в этом году банк выплатит рекордные дивиденды.
Как сообщил на итоговой пресс-конференции в пятницу глава Сбербанка РФ Андрей Казьмин, владельцы обыкновенных акций (номиналом 50 рублей) получат в качестве дивидендов по 109 рублей на акцию, что составляет 218%; а привилегированных (номиналом по рублю) – 2,32 рубля или 232%. Для сравнения: в прошлом году дивиденды по обыкновенным акциям составили 52,85 рубля (то есть 105,7%), а по привилегированным – 1,14 рубля (114%). Валюта баланса Сбербанка выросла в 2002 году на 36%, достигнув отметки в 2,7 трлн. Рублей. Кредитный портфель увеличился на 40% до 596 млрд. рублей, балансовая прибыль – в 1,7 раза до 36 млрд. рублей, собственный капитал – на 23,8% до 118,5 млрд. рублей.
Акционеры Вадима Клейнера отблагодарили: по неофициальным сведениям, он набрал абсолютное большинство голосов на выборах членов наблюдательного совета банка, войдя в этот орган "Сбера" уже в третий раз подряд.
Правда, останавливаться на достигнутом независимый директор Клейнер не намерен: он считает, что долю прибыли, направляемой на выплату дивидендов, можно увеличить с нынешних 7% до 9%. Дело в том, что приведенные выше суммы соотнесены с номиналом, а не с рыночной ценой акций банка; оттого реальные доходы акционеров составят лишь около 3% годовых, что меньше даже процентов по депозитным вкладам в том же "Сбере".
Эксперты признают, что причиной для рекордных сбербанковских дивидендов послужили не только хорошие результаты работы за год (прибыль банка за 2002 год составила 36 млрд. рублей против 21,7 млрд. за год предыдущий), но и давление миноритариев, ведомых г-ном Клейнером. Стоит ожидать, что очередная победа над "Сбером" должна окрылить вновь избранного члена наблюдательного совета банка.
Правда, в предыдущие годы активность Вадима Клейнера набирала обороты по весне, по мере приближения очередного собрания акционеров. Так еще год назад он предлагал не только утвердить кодекс корпоративного управления в банке, но и отправить в отставку председателя правления (президента) "Сбера" Андрея Казьмина (прошлогоднее собрание было для него отчетно-выборным; акционеры, голосуя на безальтернативной основе, переизбрали тогда председателя еще на четыре года). По весне года текущего предложил разобраться с нерыночными кредитами, выдаваемыми Сбербанком клиентам-любимчикам, а также обвинил руководство банка в перерасходе средств на содержание персонала.
Клейнер versus "Газпром": ноль один, но есть шанс отыграться
Акционеры главного сырьевого монополиста страны приняли на годовом собрании историческое решение не расширять совет директоров "Газпрома" с 11 до 15 членов. А не приняли б, Вадим Клейнер и здесь оказался б в победителях. А так он остался 12-м. И вот результат: сумма дивидендов, выплачиваемых акционерам "Газпрома", в этом году сократилась.
Сумма дивидендов, выплачиваемых акционерам ОАО "Газпром" по итогам 2002 года, уменьшилась по сравнению с предыдущим годом с 44 копеек до 40 копеек за одну акцию. Причиной тому – сокращение чистой прибыли компании, пояснил участникам собирания заместитель председателя ОАО Борис Юрлов. Г-н Юрлов пообещал наверстать упущенное уже в следующем году, приведя в качестве подтверждения своих слов такую обнадеживающую статистику: чистая прибыль компании за 6 месяцев 2003 года выросла в 5 раз, составив 67 млрд. рублей.
По оценкам другого заместителя председателя "Газпрома" Юрия Комарова, в 2003 году компания планирует продать только в Европу 134 млрд. куб. м газа, выручив от этого $15 млрд. Всего же, по экспертным оценкам, экспортная выручка лишь за первые полгода превысила $7,4 млрд, а объем экспортных поставок вырос по сравнению с предыдущим годом на 2 млрд. куб. м. Долгосрочные экспортные контракты компании оцениваются примерно в $250 млрд.
Вадим Клейнер заявил о необходимости принятия поправок к уставу "Газпрома", уверяя акционеров, что это позволит усилить контроль за деятельностью монополиста со стороны государства, а также повысит степень ответственности членов совета директоров перед акционерами.
Следует признать, что в отличие от акционеров Сбербанка, газпромовцы отнеслись к словам г-на Клейнера куда прохладней. Выступая на итоговой пресс-конференции, первый заместитель руководителя Администрации президента России Дмитрий Медведев, переизбранный на пост председателя совета директоров ОАО, заочно покритиковал своего несостоявшегося коллегу. (В своем докладе Вадим Клейнер предложил сделать так, чтобы до четверти членов совета директоров «Газпрома» имели статус независимых, то есть неаффилированных с газпромовским менеджментом.) По словам г-на Медведева, независимые директора – отнюдь не панацея от всех корпоративных бед. В качестве подтверждения своих слов председатель привел пример печально известного Enron’а, где "зависимым" был лишь каждый десятый директор. А толку?
Кстати, о банкротах. Как известно, уже упоминавшийся выше г-н Юрлов посчитал нужным накануне ежегодного собрания акционеров в очередной раз развеять слухи о надвигающемся на "Газпром" дефолте. Собрав ради этого журналистов, он заверил представителей СМИ в том, что растущие заимствования компании и падающая капитализация не опасны для будущего ее бизнеса, а негативные тенденции во многом продиктованы плохой рыночной конъюнктурой, в целом же ситуация должна быть переломлена "в самое ближайшее время".
По оценкам руководства "Газпрома", одна из причин "относительных финансовых неурядиц" компании заключается в том, что цены на газ в Европе падают, да и складывающаяся курсовая разница рубль/доллар не идет на пользу крупнейшему российскому экспортеру: бюджет компании рассчитывался исходя из курса 33,7 рубля за доллар. Как следствие, 130 млрд. рублей, которые "Газпром" планирует занять уже в текущем году. А в 2004-м надо будет поискать еще 140-150 млрд.
Заметим, что 2002 году "Газпром", существенно превысил размер заимствований: вместо планировавшихся 5,7 млрд в долг пришлось взять почти $8 млрд. Здесь, к слову, кроется еще одно отличие между двумя монополистами: по заявлению Андрея Казьмина, у Сбербанка "нет необходимости выходить на рынок рублевых или валютных заимствований".
Одно из направлений работы по "разруливанию" ситуации, по словам Бориса Юрлова, это сокращение затрат: в 2003-м компания обещает сэкономить на этом около 40 млрд рублей. А еще компании предстоит всего за 2—3 года удвоить свою стоимость: $25 млрд, в которые «Газпром» оценивается сегодня, для крупнейшей газовой компании мира как-то не солидно. Правда, если бы в совет директоров ОАО попал Вадим Клейнер, он наверняка б взял на себя роль "внутреннего раздражителя", заставив и расходы существенней подсократить, и стоимость компании быстрее увеличить...
Так что и тут счет, складывающийся пока не в пользу представителя Hermitage Capital Management, уже через год может измениться.
Статьи по теме
Клейнеровская "монополька"
Неустанный борец за права миноритариев, директор по корпоративным исследованиям компании Hermitage Capital Management Вадим Клейнер посвятил конец прошлой недели двум, пожалуй, любимым своим "клиентам": Сбербанку России и ОАО "Газпром". Так получилось, что в пятницу, 27 июня, оба естественных монополиста проводили собрания акционеров. Тех самых, за права которых и борется ведущий аналитик Hermitage Capital. При этом счет в споре г-на Клейнера и монополистов пока ничейный: один один. В наблюдательный совет "Сбера" Вадим Клейнер прошел (по слухам, набрав максимальное число голосов), а вот совет директоров "Газпрома" ему избраться не удалось: помешало казавшееся на первый взгляд мало что решавшее голосование. Но даже во втором случае говорить о проигрыше г-на Клейнера не совсем верно.