Минсельхоз по зернышку клюет
О статистике некий остроумец сказал, что она - искусство невозможного. Лукавит Госкомстат, предъявляя обществу фиктивные цифры экономического роста. Мило шалят Минфин и Минэкономразвития, манипулирующие заниженными цифрами годовой инфляции. Но эти хоть публично отверзают уста. Иное - Минсельхоз, единственное экономическое ведомство, выпустившее специальный приказ об ограничении распространения информации, в том числе абсолютно открытой, о состоянии дел в своей усадьбе. В разряде "X-files" очутились данные о состоянии технического парка агросектора, о посевных площадях, урожайности сельхозкультур, конъюнктуре аграрного рынка и пр.
Главный секрет Полишинеля состоит в том, что товарное производство в российском агросекторе неуклонно падает. Импорт, соответственно, растет. Ибо на дешевом (благодаря сравнительно низкому курсу евро) импортном провианте плотно сидят многие важнейшие города России: Москва, Петербург, основные городские центры Сибири и Дальнего Востока, большинство крупных городов Урала. Но равным образом растет никак и никем не учитываемый нетоварный сектор - производство в личных подсобных хозяйствах. Впрочем, дачи и делянки, частные подворья, курени рыбаков и шалаши грибников уже несколько лет даже официально не называются "подсобными". Они становятся главным источником прокорма для безденежной Большой Провинции, которая обнимает города и поселки с населением от 1000 до 200 000 человек.
То, что находится между импортом и частным подворьем, и есть современное крупнотоварное аграрное производство, унаследованное от колхозно-совхозной системы. И оно стремительно деградирует, вымывается из экономики, теряет свою товарность, уходит в "тень".
С 1991 по 1996 год правительства Ивана Силаева - Егора Гайдара - Виктора Черномырдина через Агропромбанк закачали в сельское хозяйство, согласно некоторым экспертным оценкам, никак не меньше 60-65 триллионов безвозвратных рублей (неденоминированных). Причем процентов 8-10 этих сумм было "отпилено" аграрными начальниками всех уровней в виде "откатов" за выдачу кредитов, а затем и за их списание. Эксперты Граней.Ру, желая минимально оценить ту прорву бюджетных денег, что была вульгарно разворована в системе АПК в первое ельцинское президентство, лишь ориентировочно называют цифру $6-7 млрд.
В начале 1997 года правительством "младореформаторов" был создан специальный фонд льготного кредитования АПК. Создан вроде бы с благой целью - обеспечить возвратность бюджетных кредитов, выдаваемых селу. Спецфонд должен был, по замыслу, наполняться частью бюджетными деньгами, частью - доходами от размещения так называемых сельских облигаций, выпущенных на всю сумму долга АПК государству за 1996 год. Но как-то так вышло, что разместить удалось лишь треть облигаций, да и то большей частью среди доверчивых нерезидентов. Кредитование велось в основном за счет бюджета. Когда денег в бюджете не хватало, кредиты выдавались самими коммерческими банками - агентами спецфонда под гарантии государства.
Работа со спецфондом оказалась для олигархических банков ("СБС-Агро", Альфа-банка, Собинбанка и пр.) делом настолько выгодным, что объем не возвращенных в него средств на настоящий момент составляет примерно 9 млрд рублей. Сколько банки наварили помимо прямого невозврата на прокрутке бесплатных бюджетных ресурсов спецфонда, никто теперь и не возьмется сказать. В настоящий момент спецфонд льготного кредитования АПК фактически умер. Виртуально он существует лишь в виде дебиторской задолженности. Судя по тому, что руководство Минсельхоза даже не пытается эту задолженность ликвидировать либо реструктурировать, оно, вероятно, сумело полюбовно договориться на этот предмет с банками-агентами.
Еще в бюджете 2001 года имеется специальная строка - невозвратные компенсации банковских учетных ставок агропроизводителям, берущим кредиты в частных банках. Эти 1,5 млрд рублей, будь они освоены Минсельхозом, могли бы, согласно плановым бюджетным назначениям, помочь аграриям привлечь кредитных ресурсов на сумму примерно 10 млрд рублей. Реально, по сведениям Граней.Ру, ведомство освоило лишь 250 миллионов. Однако публично отчиталось за все полтора миллиарда. Как считают собеседники Граней.Ру в правительственном аппарате, причина "недоосвоения" в том, что доступ к кредитам в текущем году был обставлен крайне сложными бюрократическими процедурами. Торговля бюджетными льготами - тоже дело выгодное. Тут лучше пересолить, чем недосолить.
Более того, в этом году Минсельхоз даже не сподобился освоить бюджетное финансирование по разделу "сельское хозяйство". Не удалось согласовать с Минфином большую часть порядков распределения и использования средств. Эти денежки ведь не оформишь как бюджетную льготу, которую можно продать.
По состоянию на 25 мая 2001 года (весенние посевные работы на эту дату практически подходят к концу) профинансировано было менее 50 процентов(!) бюджетной позиции, предусмотренной для агросектора на этот период. Несомненно, это ведомственный рекорд гениальных менеджеров с Орликова переулка: самый низкий показатель по всем бюджетополучателям.
Наконец, общий объем кредиторской задолженности агросектора (включая перерабатывающие предприятия) оценивается экспертами Граней.Ру примерно в 230 млрд рублей. Это налоги, платежи во внебюджетные фонды прежних лет, долги РАО "ЕЭС России" и "Газпром", долги по госкредитам, огромные наросшие пени и штрафы. Из них примерно 150 млрд - чистые долги аграриев, без "переработки". Эта денежная верига, эта чудовищная пробка закупоривает финансовую систему сельского хозяйства. Любые деньги аграриев в любой момент могут быть списаны с их банковских счетов в счет задолженности.
Еще 13 марта 2000 года президент Путин поручил правительству в трехмесячный срок внести в нижнюю палату проект федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Минсельхоз же попросту не выполнил команду Кремля. Реструктуризация долгов АПК так и не начата. Сумма просроченной кредиторской задолженности увеличилась за прошлый год на 21 процент и достигла 151,4 млрд рублей. Она превысила балансовую прибыль в 17 раз, а дебиторскую - в 9,5 раза. Отметим, что по другим отраслям народного хозяйства превышение составляет в среднем 1,7 раза.
Еще один непревзойденный ведомственный рекорд.
По данным Главгостехнадзора России, в 2000 году из 1081,5 тыс. самоходных машин в агросекторе 38 процентов не смогли пройти технический осмотр. Нагрузки на каждую машину превышают нормативы в 2-3 раза, а сложившиеся нормы нагрузок в США, Германии, Великобритании и других развитых странах - в 5-16.
В этом году в России будет неплохой - примерно 75 млн тонн - урожай зерновых. Если в прошлом году 10 млн тонн из урожая, по официальным данным Минсельхоза, погибло на полях и на пути от поля к потребителю, то в текущем году потери в зернопродуктовом комплексе прогнозируются на уровне 20 млн тонн. Эти 20 млн тонн стоят примерно $2 млрд - четыре годовых объема бюджетной поддержки сельского хозяйства. Такова цена технической деградации парка сельхозтехники, вообще аграрной инфраструктуры, связанной с переработкой, хранением и торговлей.
Сельхозтехника запредельно дорога. Комбайн, выезжающий сегодня из ворот ОАО "Ростсельмаш", запросто может стоить от 600 тысяч до 1 млн рублей. "Дочка" Минсельхоза, "Росагроснаб", еще вздувает эти монопольно высокие цены. Естественный цивилизованный выход - лизинг. Однако лизинговый механизм в российском АПК России по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Средства, заложенный в бюджет 2001 года на поддержку лизинга в отрасли (5,5 млрд рублей), покроют не более 12 процентов потребности. Если в 2000 году эти деньги распределяли по конкурсу между лизинговыми операторами, то в текущем Минсельхоз этот конкурс отменил. Без объяснения причин. Ясность пришла позднее, когда аграрное ведомство продавило постановление правительства от 22 мая 2001 года "О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе". "Лизинговый бюджет" влился в уставной капитал ОАО "Росагролизинг" (недавно созданной дочерней компании ОАО "Россельхозбанк"). Участники лизингового рынка с изумлением взирали на новорожденного монопольного игрока, без какого бы то ни было опыта работы на рынке, без кадров и служб для гарантийного и послегарантийного обслуживания техники.
На все упреки руководство Минсельхоза не уставало повторять, что теперь-де государство получит полный контроль за использованием бюджетных средств, которые передаются контролируемой им структуре. Государство действительно учредило "Россельхозбанк". Однако банк это коммерческий; он не отвечает по обязательствам государства. И государство не отвечает по его обязательствам. Вот этот банк и учредил "Росагролизинг", а вовсе не государство. "Росагролизинг", соответственно, не отвечает не только по обязательствам государства, в том числе бюджетным, но и по обязательствам папы-"Россельхозбанка". Так куда пойдут денежки, папа? Уж не в карманы ли физических лиц, представляющих хитрого "двухэтажного" учредителя?
В августе Минсельхоз внес в Белый дом проект правительственного постановления об обязательном лицензировании и сертификации всех видов деятельности на аграрном рынке. Сладостно обмирая, Орликов переулок ждет "отмашки", предвкушает распределение лицензий и сертификатов.
Еще планируется создание нового ведомственного ГУП - единого госагента по закупкам и реализации зерна для госнужд. Госагенту хотят отписать как минимум 5 млрд рублей ($170 млн) бюджетных средств для создания страхового фонда зерна и проведения всех рыночных операций с ним. Чем ГУП-госагент будет отличаться от обычной коммерческой лавочки, неясно. Разве только бюджетными деньгами и экстренными полномочиями.
Тем временем в Краснодарском крае ускоренно портится зерно: не на чем вывозить. Цены на него падают. А на услуги частных элеваторов, наоборот, растут. Не работает принятое правительством 3 августа постановление об интервенциях на зерновых биржах (они предпринимаются, чтобы сгладить для аграриев неблагоприятные колебания цен). В Воронежской области работники аграрного ООО (бывшие совхозные крестьяне) вступили - без всякого участия коммунистов и радикалов - в форменное сражение с судебными приставами, попытавшимися конфисковать выращенный урожай пшеницы в счет долгов прошлых лет.
Все идет свои чередом. "В конце концов, везде воруют и при этом как-то чем-то рулят, - философски заметил в беседе с Гранями.Ру ответственный сотрудник аппарата правительства. - Но только не в Минсельхозе. Там ничем не рулят. Там один субъективный фактор".
Вот он и закладывается в цену всего, что можно съесть.
Аграрная реформа: цифры и факты (справка Граней.Ру)
Статьи по теме
Минсельхоз по зернышку клюет
"В конце концов, везде воруют и при этом как-то чем-то рулят, - философски заметил в беседе с Гранями.Ру ответственный сотрудник аппарата правительства. - Но только не в Минсельхозе. Там ничем не рулят. Там один субъективный фактор". Вот он и закладывается в цену всего, что можно съесть.