Это ново? Так же ново, как фамилия Петрова...
Генпрокуратура на настоящий момент не вызывала для дачи показаний никого из руководства ОАО "Группа ГУТА". Об этом 24 марта сообщил пресс-секретарь "Группы ГУТА" Василий Борисов. По его словам, "информация о том, что в Генпрокуратуру для допроса были приглашены руководители компаний, входящих в состав "Группы ГУТА", является чьим-то досужим вымыслом". Между тем, если верить сообщениям ряда федеральных СМИ, Генпрокуратура вызвала на сегодня на допрос бывшего главу ФГУП "Государственная инвестиционная корпорация" Юрия Петрова, а также его сына, бывшего главу Гута-банка Александра Петрова. 21 марта следователи Генпрокуратуры провели в Гута-банке выемку документов. 20 марта было выделено в отдельное производство уголовное дело по факту незаконной продажи Госинкором Гута-банку 300 тонн серебра, что были отпущены ему из Роскомдрагмета в 1996 году. До этого эпизод с 300 тоннами серебра фигурировал в большом деле Роскомдрагмета и знаменитой компании Golden ADA. (В 1993-1996 гг. эта компания (отчасти, как подозревают, при содействии тогдашнего премьера Виктора Черномырдина и его заместителя Бориса Федорова) распродала алмазов и драгметаллов из Гохрана на сумму около $800 млн).
Отцу и сыну, возможно, не придется долго ходить в свидетелях. Дело возбуждено по статье 160 ч.3 УК РФ – хищение вверенного имущества в особо крупных размерах организованной группой. В 1996 году ФГУП "Госинкор" продало Гута-банку 300 т серебра за 256,3 млрд неденоминированных рублей (примерно $50,1 млн); между тем это серебро было внесено государством в уставный капитал Госинкора "без права реализации на внешнем и внутреннем рынках". Кроме того, как полагают следователи, серебро продали по цене ниже рыночной. Она, по мнению Генпрокуратуры составляла 279,9 млрд рублей ($54,2 млн). Иными словами, руководители Госинкора "оттоптали" себе маржу.
На самом деле, по сведениям Граней.Ру, прокурорам непросто будет доказать последний факт. Кроме того, формально Гута-банк купил серебро не сам. При посредничестве Гута-банка серебро купил ЦБ РФ. По действовавшему тогда порядку Банк России мог покупать серебро лишь через банк-агент. И тогдашний глава ЦБ Сергей Дубинин, и экс-руководители Госинкора и Гута-банка, и Минимущества в один голос утверждают, что сделка была чистая, Гута-банк получил лишь 1 процент комиссионных. То есть Петровым по сути инкриминируют хищение примерно полумиллиона долларов.
Скорее всего, первый прокурорский "наезд" на семейный бизнес-клан Петровых (а в него также входит экс-президент Гута-банка Артем Кузнецов, зять основателя Госинкора) – это лишь начало. Как дал понять осведомленный собеседник Граней.Ру в президентской администрации, "дело Петровых" имеет два мотива – коммерческий и политический.
ФГУП "Государственная инвестиционная корпорация", в уставный фонд которого в феврале 1993 года указом Бориса Ельцина было внесено драгкамней и драгметаллов, недвижимости и денежных средств на сумму $1,25 млрд, было ликвидировано указом Владимира Путина в феврале этого года. На этот момент на базе Госинкора была создана мощная финансово-промышленная структура – "Госинкор-Холдинг", в которую входит свыше ста компаний. После выхода указа холдинг был переименован в ОАО "Гута-Групп", по имени финансового ядра холдинга – Гута-банка.
В мае 2001 года на пост президента Госинкора Владимир Путин назначил "чекиста" Владимира Чернова, ранее работавшего в Национальном резервном банке. По словам собеседника Граней.Ру, "это был человек с двусторонними обязательствами – и перед "чекистами", и перед Волошиным. Два года назад эти вещи принято было разделять". В августе Чернов перевел финансовые потоки Госинкора из Гута-банка во Внешэкономбанк и Внешторгбанк. Между ними и "семьей Петровых" началась затяжная позиционная война за активы холдинга. Эту войну Петровы выиграли. У Чернова достало сил в декабре сместить Артема Кузнецова с позиции президента Гута-банка. Но это не помогло. К началу 2003 года от Госинкора осталась одна оболочка. Чернову не хотелось отвечать за массированный вывод активов. Он добился от президентской администрации сначала отмашки на возбуждение уголовного дела, а затем – решения о ликвидации ФГУП "Госинкор". Однако обязательства Чернова, касавшиеся выведенных Петровыми активов, оставались, по-видимому, в силу. А потому Генпрокуратуре, уже набившей руку на возврате активов "Газпрома", было поручено надавить на семейство. Что она и делает.
Кроме того, как утверждает упомянутый собеседник Граней.Ру, Госинкор с конца 1993 года был одной из негласных "кормушек" дружественного ельцинского семейства. В феврале другая подобная кормушка – ОАО "Тэбукнефть" (Республика Коми), где члены Семьи владели контрольным пакетом акций, – была с подачи другого мажоритарного акционера, "ЛУКОЙЛа", очищена от прежнего менеджмента. Новые времена, новые песни.
Статьи по теме
Это ново? Так же ново, как фамилия Петрова...
В понедельник, 24 марта, председатель правления Гута-банка Александр Петров и его отец, бывший глава кремлевской администрации и бывший руководитель компании "Госинкор-холдинг" Юрий Петров, должны были, по сведениям СМИ, переступить порог Генпрокуратуры. Их должны были допросить как свидетелей по делу о хищении госсредств в ходе реализации ФГУП "Госинкор" крупной партии драгоценных металлов. В прошлую пятницу Генпрокуратура произвела в Гута-банке выемку документов. Однако во второй половине дня пресс-служба образованного на базе "Госинкор-холдинга" ОАО "Группа ГУТА" не подтвердила вызов Петровых в Генпрокуратуру и выразила в этой связи свое глубокое недоумение.
Подробности в статье Ивана Горяева.