Ни слова, о друг мой, из Дохи
Подписание соглашения о заморозке объемов нефтедобычи сорвано
Представители крупнейших стран - экспортеров нефти по итогам шестичасовых переговоров в столице Катара Дохе не смогли прийти к соглашению о заморозке объемов добычи на срок до 1 октября на уровне 11 января нынешнего года. Об этом сообщает РБК со ссылками на западные СМИ.
В переговорах участвовали 18 стран - члены ОПЕК, за исключением Ирана и Ливии, а также Азербайджан, Бахрейн, Казахстан, Колумбия, Мексика, Оман и Россия. Встреча, намечавшаяся на утро воскресенья, началась с опозданием на несколько часов.
За время ожидания проект соглашения был переписан - пункт о заморозке объемов нефтедобычи на январском уровне заменили условием удерживать добычу "на приемлемом уровне". Один из представителей ОПЕК заметил относительно новой редакции документа, что "не уверен, можно ли это назвать заморозкой".
Собственно переговоры застопорились на вопросе, распространять ли действие соглашения на Иран, проигнорировавший встречу. На таком условии настаивала в частности Саудовская Аравия. Прийти к единому мнению по этому вопросу не удалось.
В итоге страны ОПЕК заявили партнерам, не входящим в картель, что предварительно сами обсудят возможность заморозки добычи на своем саммите, который запланирован на июнь. Только после этого вопрос будет обговариваться со странами, не входящими в ОПЕК, в том числе с Россией.
Предварительное соглашение о заморозке объемов добычи было заключено в середине февраля Россией, Венесуэлой, Катаром и Саудовской Аравией. Такую меру предполагалось принять во избежание перенасыщения рынка, а следовательно - падения цен. Между тем отмечалось, что Иран после недавнего снятия санкций резко нарастил добычу и отказывается поддерживать какие бы то ни было ограничения, прежде чем не доведет ее объемы до предсанкционного уровня.
Указывалось, что именно действия Ирана станут ключевым вопросом встречи. При этом глава Минэнерго России Александр Новак на прошлой неделе заявлял, что иранская делегация прибудет на переговоры в Доху.
Тогда же Reuters сообщил, в том числе со ссылкой на российское Минэнерго, что в Москве называют приемлемой стоимость нефти, равную 45-50 долларам за баррель. Как утверждалось, Россия считает такое значение оптимальным для достижения рыночного баланса. В Москве опасаются, что при более высоких ценах может активизироваться добыча сланцевой нефти, отметило агентство.
В январе нынешнего года стоимость североморской нефти Brent опускалась ниже 28 долларов за баррель; российская Urals, котирующаяся ниже, стоила соответственно еще дешевле. Падение нефтяных цен повлекло за собой существенное удешевление рубля. При этом экс-вице-премьер и бывший министр финансов Алексей Кудрин не исключал, что стоимость нефти снизится до 16-18 долларов за баррель.
Однако к марту нефтяные цены снова начали расти. В конце прошлого месяца баррель Brent стоил около 40 долларов; в воскресенье в разное время дня на рынке Forex давали от 42,4 до 44 долларов за баррель.
В октябре 2014 года Владимир Путин заявил, что при цене 80 долларов за баррель мировая экономика рухнет. Вскоре после выступления Путина нефтяные цены упали ниже 80 долларов и за последующие полтора года ни разу не достигали этого значения.