статья Предложение, от которого можно отказаться

Борис Соколов, 08.01.2001

Российское правительство вполне может патентовать новую технологию предотвращения банкротства. Вице-премьер Алексей Кудрин за два дня до Нового года направил уведомление Парижскому клубу, что в первом квартале 2001-го Россия по долгам расплачиваться не будет. Вот, оказывается, как все просто: достаточно заранее предупредить кредитора, что платить не будешь, - и никакого тебе дефолта! Именно так интерпретируют ситуацию представители правительства.

Помнится, после 17 августа 1998 года поэт-правдоруб Игорь Иртеньев утверждал:

Международные бандиты
всех рангов, видов и мастей
пытались навязать кредиты
стране застенчивой моей...
Но нет, не такова Россия,
она свободна и горда.
Ей можно что-то дать насильно,
но взять обратно - никогда.

Нынешний отказ нашей страны выплачивать 1,5 миллиарда долларов в первом квартале 2001 года в счет погашения советского долга Парижскому клубу кредиторов (весь долг составляет 48 миллиардов) демонстрирует справедливость этих слов. Известно, у российских собственная гордость! Ну, навязали нам выплату советского долга, предварительно его реструктурировав, так думали, что мы вот так сразу начнем платить! Нет, вы, господа хорошие из Парижского клуба, прежде еще разок должок реструктурируйте, да не как-нибудь, а на наших условиях! Возьмите долг не валютой, а акциями российских предприятий! Только, Боже упаси, не трогайте "Газпром", "ЛУКОЙЛ" или РАО ЕЭС, этих священных коров, которых еще доить и доить. Возьмите лучше "Уралмаш", "Россельмаш", "ГАЗ" или какой другой завод, который в обозримом будущем прибыли приносить не будет и куда, чтобы поставить предприятие на ноги, денег придется вбухать едва ли меньше, чем составляет весь советский долг.

Расчет очевиден: отказ платить в срок - это средство шантажа западных партнеров, призванное принудить их реструктурировать советский долг на условиях российской стороны. Возможно, тут еще и имперские амбиции взыграли: Россия - великая ядерная держава, и Запад обязан-де считаться с ее пожеланиями. Этот поступок выглядит тем более вызывающе, что и президент и правительство все последние месяцы твердили, что золотовалютные резервы России велики как никогда, а экономика испытывает устойчивый рост. Но стремление сберечь валюту может обернуться нам боком.

Как заявляют представители правительства, мы пока собираемся платить только 900 миллионов из 4,5 миллиардов. Эта ничтожная сумма имеет чисто пропагандистское значение - чтобы можно было заявлять публично (как это и сделал президент Путин), что Россия свои долги платит, в том числе и советские. На Западе подобная словесная эквилибристика встречает очень холодный прием. "России так и не удалось приобрести репутацию надежного финансового партнера", - пишет Wall Street Journal. Германии мы должны почти половину из 48 миллиардов долга Парижскому клубу. Неудивительно, что здесь реакция особенно резкая. "Россия еще далека от того, чтобы стать частью Европы", - констатирует немецкая Die Welt. И немецкое министерство финансов категорически настаивает, чтобы российское правительство по долгам заплатило.

И если соглашение о продолжении выплат не будет достигнуто в самое ближайшее время, могут последовать ответные меры по полной программе, вплоть до ареста российского заграничного имущества и счетов. Тогда уж точно курс рубля стремительно покатится вниз, и весь нынешний золотовалютный запас в считанные месяцы будет израсходован на то, чтобы замедлить его падение. Правительство играет с огнем.

Борис Соколов, 08.01.2001