Что русскому хорошо, то и немцу сойдет
В Парижском клубе Германию всегда отличала жесткая позиция по отношению к России: должны - пусть платят. Когда 1 декабря канцлер Шредер предложил премьеру Касьянову конвертировать долги в акции российских предприятий, для многих это стало сенсацией.
Депутаты Госдумы с присущей им подозрительностью ко всему, что приходит с Запада, немедленно обвинили правительство в распродаже Родины, а немцев - в покушении на святое: "Газпром" и РАО ЕЭС. Именно так они расценили слова Шредера о том, что речь может идти только о "достойных" предприятиях. Правительство же, которое ломало голову на проблемами реструктуризации, вздохнуло с облегчением. Касьянов назвал предложение Шредера "поворотным моментом в долговой истории".
Вопрос о том, кто первым сказал "э!", до конца не выяснен. Самому ли Шредеру пришла в голову такая мысль, или Касьянов ее навеял, обсуждается до сих пор. Но пока предложение существует лишь на уровне идеи. Возможно, какие-то конкретные шаги канцлер обсудит с Путиным во время предстоящего неофициального визита в Москву. Разработкой конкретных схем и предложений все это время занималась специальная группа, в которую входят заместители министров финансов, экономического развития, науки и промышленности.
А российский премьер уже сформулировал свои пожелания. Так, он намерен ограничить доступ немцев к российской экономике обрабатывающей промышленностью. Кроме того, премьер уверен, что акции и активы российских предприятий на мировом рынке недооцениваются. Поэтому его схема предполагает не передачу пакетов акций за долги, а скорее привлечение инвестиций. Вместе с акциями "лежащих" заводов немцы получат базу для создания нового производства. Если завод в их руках заработает, то и стоимость акций возрастет. Предполагается, что новые хозяева извлекут выгоду из того, что им не придется покупать здание, платить за землю, за инфраструктуру. А Россия обещает потратить часть долга на закупки немецкого оборудования, если немцы захотят иметь таковое в своих российских цехах.
Самому Касьянову собственная схема нравится настолько, что он намерен предложить ее и другим членам Парижского клуба. Однако сомнительно, что она понравится Шредеру. Особенно с учетом инвестиционного климата в России, который вежливо называют неблагоприятным. Так что предстоят непростые переговоры.