статья Нестыковка

Валентин Семенов, 01.08.2007
Логотип Роскосмоса

Логотип Роскосмоса

Cегодня уже сложно представить, но два года назад РКК "Энергия" находилась в состоянии близком к банкротству. Ее доходы падали, деятельность приносила убытки, а сотрудников отправляли в неоплачиваемые отпуска. Николай Севастьянов фактически выступил в роли кризисного управляющего. С его приходом уже через год доходы "Энергии" выросли на 38 процентов, впервые обошлось без убытков. Чистая прибыль составила более 500 миллионов рублей. Стоимость акций за год возросла с 3 до 8 тысяч рублей. В том же году корпорация полностью обеспечила выполнение работ по Федеральной космической программе и оборонному заказу. Средняя заработная плата сотрудников выросла с 12 до 19 тысяч рублей.

За два года под непосредственным техническим руководством Севастьянова было проведено 11 пусков по пилотируемой тематике, в том числе 4 пуска ракетно-космических комплексов "Союз" с международными экипажами на борту. Все пуски были проведены в установленные сроки и без замечаний.

Так чем же не устроил главу Роскосмоса Александра Перминова Николай Севастьянов, признанный специалист в своем деле и, как видим, успешный менеджер?

В 2006 году Роскосмос - основной заказчик продукции корпорации, стал требовать от РКК "Энергия" заключать контракты на изготовление космических кораблей по заниженным ценам. Ситуацию усугубляло то, что Роскосмос не выплачивает авансы на производство кораблей, срок изготовления которых составляет 2–3 года. В связи с этим корпорация вынуждена привлекать до 3 миллиардов рублей оборотных кредитов, чтобы обеспечить оплату услуг смежных организаций. Иными словами, корпорация вынуждена брать на себя финансовые риски Роскосмоса, чтобы обеспечить выполнение Федеральной космической программы.

Вот лишь один частный пример кооперации, как ее понимают в Роскосмосе. В 2005 году Роскосмос заказал изготовление двух резервных кораблей "Союз" и "Прогресс" вне рамок Федеральной космической программы в счет профицита государственного бюджета 2005 г. На заказанные корабли было выделено всего 748 миллионов рублей, в то время как их стоимость составляет 1,27 миллиарда рублей. Недостающие полмиллиарда были туманно обещаны "по факту", что, понятно, создало финансовое напряжение при исполнении заказа. Кстати, этот контракт подписывал Николай Моисеев, который тогда являлся заместителем руководителя Роскосмоса, а ныне начальник департамента оборонных отраслей аппарата правительства РФ и одновременно председателем Совета директоров РКК "Энергия".

Но, заметим, и "по факту" Роскосмос не торопится рассчитываться. Так в 2006 году по заказу Роскосмоса "Энергия" изготовила пилотируемый грузовой корабль "Прогресс № 356". Работу должны были оплатить из внебюджетных источников по контракту с Европейским космическим агентством. ЕКА своевременно перечислило деньги на счета Роскосмоса, но "Энергии" средства пришли с опоздание на полгода. Чистый убыток – 14 млн рублей. Где крутились деньги все это время, остается только гадать. Кстати, курировал контракт все тот же г-н Моисеев.

Случаи эти не единичны, поэтому смею утверждать, что именно деньги лежат в основе тех гонений, которые Роскосмос начал на Севастьянова – элементарное желание избавиться от упрямого директора, мешающего многомиллионному бизнесу. Но правда и то, что взгляды Севастьянова и Перминова на сегодняшний день и будущее космической отрасли не совпадали. Программа Перминова, по мнению Севастьянова, игнорирует национальные прорывные космические проекты, она ориентирована на выполнение работ в интересах зарубежных фирм (проекты по созданию космодромов в Корее, Бразилии, на Куру, передача технологий пилотируемых полетов Европе). При таком подходе страдают национальные экономически эффективные космические системы нового поколения - проект спутниковой связи "Ямал", дистанционного зондирования "Смотр", многоразовой ракетно-космической системы "Клипер", тормозится развитие российской космической инфраструктуры, независимый доступ России в космос (космодром Свободный) и, как результат, утрата лидирующих позиций России на международном рынке космических услуг.

Идеологические расхождения плюс несговорчивость в финансовых вопросах - и дело готово. Кампания по смещению Севастьянова была скоротечной. Собственно, никаких хитрых схем. Перминов в феврале провел закрытую коллегию, где была поддержана инициатива миноритарного акционера "Каскол" о досрочном прекращении полномочий президента РКК "Энергия". Что, откуда, почему? Никаких объяснений. И самого Севастьянова даже не пригласили. Уже задним числом сочинили перечень нарушений и отправили письмом в "верха". В правительстве для расследования этих обвинений была создана межведомственная комиссия, которая не подтвердила обвинения Роскосмоса в отношении РКК "Энергия". Но все решили связи в президентском окружении. И сегодня в кабинет Николая Севастьянова пришел питерский специалист Виталий Лопота.

Валентин Семенов, 01.08.2007


новость Новости по теме