статья Большой взрыв отодвинулся на два миллиарда лет

Максим Борисов, 05.08.2006
Галактика M33. Фото Indiana University с сайта PhysOrg.com

Наша Вселенная может оказаться на 15% обширней и старше, чем считалось до сих пор. В пользу такого заключения свидетельствуют новые измерения расстояния до одной из ближайших галактик - М33 (NGC 598) из созвездия Треугольника.

Группа американских, польских, канадских, британских и немецких астрономов, которую возглавляла Альчесте Бонанос (Alceste Bonanos) из Института Карнеги (Carnegie Institution) в Вашингтоне, использовала данные сразу нескольких телескопов, включая 10-метровый "Кек-II" (Keck-II), установленный на вершине потухшего вулкана Мауна-Кеа (Гавайские острова), чтобы вычислить дистанцию, отделяющую нас от некоторых специфических пар звезд в галактике Треугольника (Triangulum Galaxy, 'triangulum' - это "треугольник" по-латински).

Световые, скоростные характеристики, а также измерения температуры излучения послужили основой для вычисления массы и истинной яркости двойной системы, в которой звезды-гиганты (спектрального класса "О", главной последовательности, с массами 33 и 30 масс Солнца и диаметрами в 12 и 9 солнечных диаметров соответственно) периодически затмевают друг друга (раз в пять дней). Сравнивая эту вычисленную яркость с наблюдаемой, ученые выяснили, что галактика-соседка на самом деле находится от нас в 3,14 миллиона световых лет (964+/-54 килопарсека). Это приблизительно на полмиллиона световых лет дальше, чем считалось до сих пор (2,6 миллиона световых лет). Со статьей можно ознакомиться на сайте arXiv.org, она принята для публикации в "Астрофизическом журнале" (Astrophysical Journal - ApJ)

Предыдущее значение было получено с использованием постоянной Хаббла (соответствующий закон сформулировал в 1929 году Эдвин Хаббл (Edwin Hubble, 1889-1953), изучивший разбегание галактик, значение этой постоянной наиболее кардинально пересматривалось в 1950-х годах, а с тех пор менялось уже не столь существенно). Для того, чтобы вычислить расстояние до далекой галактики с использованием постоянной Хаббла, необходимо рассмотреть несколько связанных уравнений, а в качестве эталонного (для калибровки) включить расстояние до какого-нибудь более близкого объекта, например, Большого Магелланова облака. При таком подходе шаг за шагом могут накапливаться ошибки. Чтобы избавиться от них, и был развит новый независимый (более прямой, простой и точный) метод. Работа заняла около 10 лет. M33 была изучена в оптическом и инфракрасном диапазонах, проверкам и перепроверкам подверглись те измерения, что обычно считаются само собой разумеющимися.

Если довериться новому значению расстояния до M33 (а это самое дальнее расстояние, которое до сих пор удавалось измерить непосредственным образом), то придется пересмотреть и значение константы Хаббла - оно должно уменьшиться на 15 процентов, значит, и возраст Вселенной может стать больше на 15 процентов, чем считалось ранее (если наиболее общепринятой оценкой возраста Вселенной в настоящее время являются 13,7 миллиарда лет, то новая работа дает 15,8 миллиарда).

"Ошибка у нас находится в пределах 6 процентов, и это довольно неплохо", - говорит один из авторов исследования Кржиштоф Станек (Krzysztof Stanek) из Университета штата Огайо (Ohio State University - OSU). В дальнейшем планируется проделать те же самые вычисления для какой-нибудь другой звездной системы в M33 (и таким образом еще уменьшить ошибку), либо "переключиться" на еще более близкую галактику - туманность Андромеды. Впрочем, найти другую столь же подходящую двойную систему не так-то просто, и все это может потребовать еще по крайней мере двух лет.

Только дождавшись новых измерений и подтверждений со стороны независимых групп исследователей, можно будет говорить, что переворот в космологии действительно состоялся. К тому же постоянную Хаббла к настоящему времени удалось получить уже сразу несколькими независимыми методами (в том числе и изучая кривые блеска сверхновых типа Ia в далеких галактиках - так называемых "стандартных свечей"), и так запросто ее уже не пересмотришь. Возможно, новую аномалию удастся объяснить специфическим гравитационными взаимодействиями внутри местной группы галактик, что вызывают существенные отклонения в скоростях "разбегания". Сказываются их так называемые пекулярные (индивидуальные) скорости, и таким образом существенно искажается в основном "гладкая" картина всеобщего расширения Вселенной, а следовательно и вычисления расстояний на основании постоянной Хаббла приобретают систематическую ошибку.

The First DIRECT Distance Determination to a Detached Eclipsing Binary in M33 - arXiv.org - astro-ph