новость В центре Галактики найдена гигантская модель ДНК

16.03.2006
Туманность в центре Млечного пути в виде двойной спирали. Фото NASA/JPL-Caltech/UCLA с сайта newsroom.ucla.edu

Американские астрономы сообщают об открытии уникального объекта, который располагается вблизи центра нашей Галактики Млечный путь. Речь идет о гигантской туманности в виде двойной спирали, очень похожей на классическое изображение молекулы ДНК. Ее смог разглядеть космический телескоп NASA "Спитцер" (Spitzer Space Telescope), работающий в инфракрасном диапазоне. Описание этой причудливо искривленной туманности, размеры которой составляют примерно 80 световых лет, приводится в текущем выпуске журнала Nature (vol 440, p 308). "Двойная спираль" находится приблизительно в трех сотнях световых лет от сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре Млечного пути (наша Земля удалена от этой черной дыры более чем на 25 тысяч световых лет).

"Никто никогда не видел в космосе ничего подобного, - уверяет один из авторов вышеупомянутой статьи профессор физики и астрономии Марк Моррис (Mark Morris) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles - UCLA). - Мы видим две переплетенные пряди, обернутые одна вокруг другой точно как в молекуле ДНК". Большинство туманностей представляют собой бесформенные аморфные скопления пыли и газа, а в данном случае ученые имеют дело с высокоупорядоченной структурой.

Предполагается, что такая "дважды закручивающаяся" структура могла бы быть образована проворачивающимися линиями магнитного поля, ну а "Спитцер" все это смог разглядеть благодаря сиянию попавших в "магнитные ловушки" небольших частиц пыли из аккреционного диска, обращающегося вокруг сверхмассивной черной дыры в центре Галактики. Эти частицы поглощают и переизлучают радиацию в инфракрасном диапазоне. "Никто никогда не пытался искать что-либо подобное, поскольку трудно было вообразить, что все это может стать видимым", - говорит Моррис. Однако в данном случае рисунки магнитного поля предстали перед учеными воочию.

Возможно, что и у других галактик со сверхмассивными черными дырами в центрах имеются подобные ДНК-туманности. Правда, современные технологии пока не позволяют их разглядеть.

Astronomers Report Unprecedented Double Helix Nebula Near Center of the Milky Way - UCLA News