статья Найден новый спутник Млечного пути на "неправильной" орбите

Максим Борисов, 28.05.2003

Новые наблюдения, выполненные на крупнейшем в мире полноповоротном радиотелескопе Green Bank Telescope (GBT), который находится в ведении американского Национального научного фонда (National Science Foundation), показали: то, что раньше считалось межгалактическим облаком, находящимся на неизвестном расстоянии, на самом деле - спутниковая галактика Млечного пути, которая обращается по орбите вокруг Галактического центра в направлении, противоположном большинству остальных галактических спутников.

Джей Локман (Jay Lockman) из Национальной радиоастрономической обсерватории (National Radio Astronomy Observatory - NRAO) в Западной Виржинии считает, что этот объект, известный как "Complex H" ("Комплекс H"), когда-то столкнулся с внешними частями Млечного пути и оттого заимел такую неправильную наклонную орбиту.

"Многие астрономы сходились в том, что Complex H - отдаленный сосед Млечного пути, имеющий необычную скорость, которая требовала особого объяснения, - говорит Локман. - Так как его движение кажется совершенно не связанным с общегалактическим вращением, астрономы просто связали это с подобными высокоскоростными облаками, которые зачастую имели странные и непредсказуемые траектории".

Высокоскоростные облака (high velocity clouds) - как это следует из их названия - объекты, движущиеся с высокой скоростью и состоящие преимущественно из нейтрального атомарного водорода. Они в большом количестве найдены на дальних подступах к диску Млечного пути, и, скорее всего, представляют собой остатки материала, не пошедшего "в дело" при формировании нашей Галактики и других галактик в нашей локальной группе (и, таким образом, являются своего рода реликтами, оставшимися с "хаотических" времен рождения галактик). Через какое-то время эти объекты могут оказаться включены в состав крупных галактик, точно так же, как маленькие астероиды - остатки процессов формирования Солнечной системы - иногда сталкиваются с Землей.

Ранее изучению Complex H препятствовало то, что облако проходит почти точно позади внешнего диска Галактики. Пыль и газ, которые заполняют спиральные рукава Млечного пути, блокируют для нас любой видимый свет от подобных объектов. Для радиоволн, однако, это все не является неодолимым препятствием, так как в этом случае используется длинноволновый диапазон. Высокая чувствительность недавно вступившего в строй радиотелескопа GBT позволила Локману ясно увидеть структуру Complex H - то есть плотное ядро, движущееся по орбите, расположенной под углом 45° к плоскости Млечного пути. К тому же ученый обнаружил обширную диффузную область возле центрального ядра. Эта сравнительно разреженное формирование, видимо, представляет собой остаток со свойствами, существенно отличающимися от ядра, он тянется позади центральной массы и тормозится при взаимодействии с Млечным путем. Новые данные "помещают" Complex H на расстояние в 108 тыс световых лет от Галактического центра и позволяют уточнить его размеры: почти 33 тыс световых лет в поперечнике, он содержит приблизительно 6 млн солнечных масс водорода.

Радиотелескопы, подобные GBT, способны "видеть" эти холодные темные облака из-за естественного электромагнитного излучения, испускаемого нейтральным атомарным водородом на радиочастотах (21 см).

Нынешние наблюдения согласуются с моделью, в которой этот объект является спутником Млечного пути, находящимся на наклонной "обратной" орбите, причем наиболее удаленные слои объекта в настоящее время "сдираются" при столкновении с Галактикой. Эти результаты позволяют "принять" Complex H в весьма малочисленный "клуб" галактических спутников, движущихся по своим орбитам в направлении, противоположном остальной части Млечного пути. Среди наиболее известных представителей этого "клуба" - Магеллановы облака, которые также участвуют во взаимодействии с Млечным путем и теряют газ, стелющийся им вслед длинным шлейфом.

Green Bank Telescope - самый большой в мире полностью управляемый радиотелескоп. Он был введен в эксплуатацию в августе 2000 года, но до сих пор продолжает дорабатываться.

GBT Reveals Satellite of Milky Way in Retrograde Orbit - National Radio Astronomy Observatory News Release