новость Млечный путь пускает "суперпузыри"

18.01.2006

Эта картинка демонстрирует положение "суперпузыря" по отношению к нашему Солнцу и центру Галактики. Иллюстрация: Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF с сайта www.nrao.edu

Исполинский водородный "суперпузырь" ("Superbubble"), почти на 10 тысяч световых лет возвышающийся над плоскостью нашей Галактики Млечный путь, удалось обнаружить с помощью радиотелескопа имени Роберта Бёрда (Robert C. Byrd Green Bank Telescope - GBT), принадлежащего американскому Национальному научному фонду (National Science Foundation - NSF). Астрономы считают, что источником движения этого газа могут оказаться вспышки сверхновых и мощные звездные ветры из когда-то существовавшего, но ныне уже мертвого скопления молодых звезд в одной из спиральных ветвей нашей Галактики.

Телескоп GBT, введенный в эксплуатацию в 2000 году, считается самым крупным полностью направляемым радиотелескопом в мире, общий размер его антенны составляет 8 тысяч квадратных метров. Находясь в особой заповедной долине Западной Вирджинии, где радиоизлучение из соседних регионов блокируются горным барьером, а все радиоисточники внутри долины строго контролируются государством, GBT может без помех продемонстрировать свою уникальную чувствительность, необходимую для наблюдений слабых радиоизлучающих объектов далекой Вселенной.

Новооткрытый "суперпузырь" расположен на расстоянии почти в 23 тысячи световых лет от Земли. Его местоположение выявили, соединив множество изображений, полученных в диапазоне 21-сантиметрового радиоизлучения нейтрального водорода, и добавив к получившейся картинке снимки ионизированного водорода той же самой области с оптического телескопа Университета Висконсина (University of Wisconsin), установленного на вершине Китт Пик в Аризоне (так называемый Висконсинский картограф диапазона H-альфа - Wisconsin H-Alpha Mapper - WHAM; Н-альфа - это одна из линий излучения ионизированного водорода (в красной области оптического диапазона), используемая для его обнаружения). Ионизированный водород, по-видимому, заполняет внутреннее пространство "суперпузыря", стенки которого "сооружены" уже из нейтрального водорода.

"Этот гигантский газовый пузырь содержит в себе в миллион раз больше массы, чем наше Солнце, а энергия его выброса равна примерно сотне взрывов сверхновых", - поясняет Юрий Пидопрыгора, сотрудник американской Национальной радиоастрономической обсерватории (National Radio Astronomy Observatory - NRAO) и Университета штата Огайо (Ohio University), который вместе со своими коллегами - Джеем Локманом (Jay Lockman) из Национальной радиоастрономической обсерватории и Джозефом Шилдсом (Joseph Shields) из Университета штата Огайо - представил результаты этого исследования на 207-й встрече Американского астрономического общества (American Astronomical Society - AAS), проходившей в столице США Вашингтоне.

"Газовые выбросы из галактической плоскости наблюдались уже неоднократно, однако этот "суперпузырь" необычно велик, - говорит Локман. - Извержение, которое было способно привести в движение столь большую массу, должно было обладать необычайной мощью". Ученые предполагают, что газ мог быть "выдут" наружу взрывами сверхновых и сильными звездными ветрами одного из звездных скоплений (кроме всего прочего, они ответственны и за насыщение Галактики тяжелыми элементами, производимыми только внутри звезд).

Теоретические модели показывают, что молодые звезды действительно способны обеспечить выброс, по энергетике сопоставимый с наблюдаемым явлением. В соответствии с этими моделями, вероятный возраст "суперпузыря" должен составить порядка 10-30 миллионов лет. Если выбросы "суперпузырей" окажутся достаточно мощными, то все это может привести к полному выдуванию газа за пределы галактики, в межгалактическое пространство, ну а это в свою очередь предотвращает формирование новых звезд.

Huge "Superbubble" of Gas Blowing Out of Milky Way - NRAO - Press Releases