статья Карлики нашлись среди сталкивающихся гигантов

Максим Борисов, 23.11.2005

Система NGC 5291. Псевдоцветное изображение, где длина волны в 3,6 микрона соответствует синему цвету, 4,5 мк - зеленому, 5,8 мк - оранжевому и 8,0 мк - красному. Источники с яркой PAH-эмиссией, в том числе и приливно-отливные карликовые галактики TDGs, здесь носят красноватый оттенок. Изображение NASA/JPL-Caltech/Cornell Univ

Астрономы, использующие космический телескоп "Спитцер" (Spitzer Space Telescope), работающий в инфракрасном диапазоне, изобрели новый способ поиска небольших слабосветящихся галактик, что образуются в результате катастрофических столкновений между галактиками крупными. С помощью своей новой методики ученые надеются получить ответ на важный вопрос о том, каким же образом большинство подобных галактик (в том числе и расположенных в непосредственной близости от нашего собственного Млечного пути) рождаются на свет.

Как известно, большинство наших галактических соседок принадлежит к числу именно таких вот "крошек", причем сам Млечный путь по массе составляющих его звезд превосходит "малюток" в тысячи раз. Скорее всего, та же самая типичная ситуация повторяется и в случае других крупных галактик, окруженных многочисленной "родней" (удалось разглядеть, например, несколько мелких компаньонок у ближайшей к нам спиральной галактики - туманности Андромеды). Считается, что гигантские галактики образовались в результате столкновений и слияния более мелких, а вот откуда берутся мелкие - ясно не до конца.

То есть часть карликовых галактик, безусловно, могла сохраниться еще с изначальных времен существования нашей Вселенной, когда они - вскоре после Большого взрыва - возникли в результате сжатия исконного межгалактического газа. Однако сомнительно, чтобы такое количество тех первых галактик смогло благополучно - без столкновений и слияний (особенно частых в самую раннюю эпоху) - сохраняться на протяжении минувших миллиардов лет.

Группа американских астрономов из Корнеллского университета (Cornell University, Итака, штат Нью-Йорк) попробовала раскрыть эту тайну, изучая совокупность карликовых галактик, родившуюся, по всей видимости, из осколков двух крупных галактик, врезавшихся друг в друга.

"Важно сравнить свойства этих карликовых галактик, образовавшихся в результате столкновений галактик крупных, с теми карликами, которые, возможно, сохранились со времен эпохи, следовавшей за Большим взрывом", - пояснил член исследовательской группы Джим Хайгдон (Jim Higdon).

Объекты, подвергшиеся изучению этой группой, относятся к разряду так называемых приливно-отливных карликовых галактик (tidal dwarf galaxies - TDGs), поскольку они рождаются в результате гравитационного взаимодействия двух крупных галактик. Формирование происходит в протяженных хвостообразных структурах, настолько малозаметных, что до сих пор удавалось наблюдать лишь примерно дюжину из них. Однако теперь на помощь группе из Корнеллского университета пришла рекордная чувствительность инфракрасного спектрографа "Спитцера", которая и помогла идентифицировать сразу 13 таких новых TDGs вблизи пары сливающихся галактик NGC 5291N и NGC 5291S (получивших объединенное название NGC 5291), что расположены от нас на расстоянии в 200 миллионов световых лет в созвездии Центавра (Кентавра). Карликовые галактики выстроились вдоль двух звездных и газовых арок, растянувшихся приблизительно на 240 тысяч световых лет позади каждой из двух сталкивающихся больших галактик (длина каждой такой арки в четыре раза превышает диаметр Млечного пути).

Предыдущие исследования, проведенные в ультрафиолетовом диапазоне, уже позволили предположить, что эти "дуги" содержат "узлы" из формирующихся звезд. "Спитцер" не только подтвердил эти предположения, позволив наглядно продемонстрировать эти области, но и дал знать, что приливно-отливные карликовые галактики фактически представляют собой "генераторы" звездообразования, возраст звезд в которых (общей массой, соответственно, 150 и 300 миллионов солнечных масс) составляет менее 5 миллионов лет (возраст нашего собственного Солнца - 4,5 миллиарда лет), а уровень содержания "металлов" достаточно высок (1/3 солнечного) - ясно, что такие карлики никак не могут быть "реликтовыми старичками".

Исследователям удалось получить характерные спектральные "подписи" (в инфракрасном диапазоне) карликовых галактик, порожденных слиянием крупных галактик (в частности, яркие эмиссионные следы полициклических ароматических углеводородов (polycyclic aromatic hydrocarbon - PAH)), и теперь они ищут такие же подписи-сигнатуры среди объектов, зафиксированных в ходе реализации крупнейших инфракрасных обзоров неба, чтобы понять, какая часть из общего числа других карликовых галактик сформировалась этим же путем.

"Мы хотим понять, каким образом была создана окружающая нас Вселенная", - поясняет руководитель группы Сара Хайгдон (Sarah Higdon).

В общем, круг замыкается - крупные галактики появляются в результате слияния карликовых, а столкновения крупных галактик, в свою очередь, порождают россыпь более мелких... Результаты предполагается опубликовать в будущем выпуске "Астрофизического журнала" (Astrophysical Journal)