статья Найдена самая массивная двойная звездная система

Максим Борисов, 29.05.2004
Бинарная звездная система WR 20a. Фантазия художника с сайта cfa-www.harvard.edu

Приблизительно в 20 тысячах световых лет от Земли найдены две сверхмассивные звезды, которые схватились друг с другом в длительном спарринге, подобно двум тяжеловесным борцам сумо. Гиганты, каждый из которых весит в 80 раз больше нашего Солнца (точнее говоря, их массы составляют 83,0 +/- 4,0 и 82,0 +/- 4,0 солнечной массы), представляют собой самую тяжелую звездную пару из всех, когда-либо найденных, где у обеих звезд удалось более-менее точно определить массу. Они обращаются вокруг общего центра масс с периодом в 3,7 дня, почти касаясь друг друга, поэтому ни о каком спокойствии в этом районе Вселенной и речи быть не может - постоянно высвобождаемая при их взаимодействии энергия дает начало горячим и мощным звездным ветрам.

В то время как другие звезды вроде звезды Пистолет (Pistol Star, звезда названа так потому, что окружена туманностью, имеющей форму пистолета, она обнаружена в 1997 году) и эты Киля могут в принципе содержать количество материала, достаточное для образования 100 и больше солнц, их массы так и не были точно определены. Возможно, все это тоже системы очень близких двойных звезд.

"Мы не могли пройти мимо исследований этой системы, потому что она представляет собой весьма примечательное явление. Это место настоящих крайностей", - говорит астроном Альчесте Бонанос (Alceste Bonanos) из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics - CfA, Кембридж, штат Массачусетс).

Двойная звездная система, изученная Альчесте Бонаносом и ее коллегами, известна по каталогам как WR 20a (WR - это обозначение типа подобных звезд, то есть короткоживущих молодых горячих звезд очень высокой светимости Вольфа-Райе - по именам открывших этот тип звезд в 1867 году французских ученых). Она входит в звездное скопление Westerlund 2 (из созвездия Киля), которое погружено в облако ионизированного водорода, оставшееся там со времен процессов активного звездообразования. WR 20a привлекла к себе внимание группы европейских исследователей, возглавляемых Грегором Ровом (Gregor Rauw) из Льежского университета (University of Liege Бельгия), предположивших в апреле, что WR 20a представляет собой двойную систему. Наблюдения спектра звезд, выполненные этой группой, показали, что обе звезды должны быть очень массивными. Однако для того, чтобы узнать точные массы, требовалось определить угол, под которым мы видим с Земли эту систему, а также ее орбитальный период.

Бонанос и ее коллега Кшиштоф Станек (Krzysztof Stanek, CfA) провели требуемые фотометрические наблюдения с помощью польской группы, занятой в OGLE (Optical Gravitational Lensing Experiment - Эксперимент по оптическому гравитационному линзированию) во главе с Анджеем Удальски (Andrzej Udalski, Варшавская университетская обсерватория). Выяснилось, что эти звезды периодически затмевают одна другую (то есть, выходит, мы смотрим на их общую орбиту почти что "с ребра" - под углом почти 75°), за счет чего и удалось сравнительно легко получить точные характеристики этой системы - просто изучая кривую изменения яркости. Решающие наблюдения были выполнены OGLE в мае 2004 года с помощью 1,3-метрового телескопа обсерватории Лас Кампанас (Las Campanas Observatory) в Чили.

"Звезды такого типа - Вольфа-Райе, - вероятно, являются источником чрезвычайно мощных взрывов, получивших наименование гамма-всплесков (gamma-ray bursts), - говорит Бонанос. - Этим гигантам уже по 2 или 3 миллиона лет. Еще через несколько миллионов лет кто-нибудь из них испытает коллапс, при этом произойдет отрыв внешней оболочки этой звезды. Звезда-компаньон при взрыве соседа, вероятно, сможет выжить, несмотря на свою близость, но неизбежно превратится в гиперновую несколько позже".

"Важно хорошо изучить эти массивные звезды, поскольку именно такими гигантами были самые первые звезды, сформировавшиеся на заре Вселенной. Узнав больше об этой системе, мы сможем уточнить модели звездообразования и улучшить наше понимание связи этих звезд с процессами взрыва сверхновых и гамма-всплесков", - напоминает Станек.

Double Stars Emerge As New Heavyweight Champions - Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, Press Release