статья Очаг, лишившийся дома

Максим Борисов, 17.09.2005

Квазар слева (центральное яркое пятно), по всей видимости, не имеет никакой галактики-хозяина, в то время как "обычному" квазару справа сопутствует нормальная галактика со спиральными рукавами. Фото NASA/ESA/ESO

Группа европейских астрономов (в проекте участвовали ученые из Бельгии, Швейцарии, Германии и США) воспользовалась двумя мощнейшими из доступных астрономических инструментов - космическим телескопом NASA/ESA "Хаббл" (Hubble) и Очень Большим Телескопом (Very Large Telescope - VLT) Южной европейской обсерватории (ESO) в Чили - для того, чтобы изучить очень необычное явление: одинокий яркий квазар, лишенный сколько-нибудь заметной окружающей его галактики (публикация в журнале Nature 15 сентября 2005 года).

Квазары (quasar, сокращение от английских слов quasi-stellar radio source - квазизвездный источник радиоизлучения), были обнаружены в 1960 году как источники радиоизлучения с очень малыми угловыми размерами (меньше 10'') и затем отождествлены со слабыми оптическими источниками. В начале 1960-х их считали довольно близкими экзотическими объектами. Но измерение красного смещения линий в спектре исходящего от них света показало, что квазары удалены от нас на миллиарды световых лет. Таким образом, квазары - реликты ранней Вселенной, явление воистину экстремальное, ведь они горят гораздо ярче, чем, например, совокупность всех звезд всего нашего Млечного пути, это самые яркие объекты во Вселенной, посылающие в окружающее пространство не только радиоволны, но и инфракрасные лучи, видимый свет, ультрафиолет, рентгеновские лучи и в отдельных случаях гамма-излучение. В соответствии с современными теориями, мощнейшее излучение квазаров обязано своему появлению процессам поглощения сверхмассивными черными дырами (в миллиарды раз превышающими массу нашего Солнца) окружающего газа и звезд.

За последнее десятилетие о квазарах удалось узнать много нового - в основном благодаря появлению таких инструментов, как "Хаббл". Выяснилось, что квазары - это вовсе не одинокие маяки в пустоте, как мнилось ранее, а обычно входят в состав обширных галактик. Сложность же наблюдений подобных удаленных звездных скоплений состоит в том, что квазар почти полностью затмевает своим сиянием хозяйскую галактику и не позволяет изучить ее внутреннюю структуру. Чтобы решить эту проблему, была изобретена новая чрезвычайно эффективная методика. Комбинируя снимки "Хаббла", выполненные с очень высоким разрешением, и данные спектроскопии от Очень Большого Телескопа, удавалось как бы "вычесть" лишнюю "засветку", удалить свет самого квазара и разглядеть собственно галактику.

Первоначально в ходе вышеописанного исследования было проведено всестороннее изучение 20 относительно близких квазаров. И в случае 19 из них удалось отыскать вполне ожидаемое окружение - хозяйскую галактику. И вот лишь только случай яркого квазара HE0450-2958, находящегося от нас на расстоянии приблизительно 5 миллиардов световых лет, оказался совершенно особым: несмотря на все эти инновационные методики, астрономы так и не смогли найти свидетельств наличия окружающей квазар галактики. Если даже такая галактика и существует, то она должна светить по крайней мере в шесть раз слабее типичной хозяйской галактики или иметь радиус меньше, чем 300 световых лет, то есть в 20-170 раз меньше, чем у типичной "квазаровой" галактики (обычно этот радиус находится в пределах от 6 000 до 50 000 световых лет).

Впрочем, рядом с квазаром удалось обнаружить необычное облако газа поперечником в 2,5 тысячи световых лет, так называемый "блоб" (blob - "капля", "сгусток"). Но наблюдения показывают (данные VLT), что это облако светится лишь благодаря тому, что буквально "купается" в интенсивной радиации, прибывающей от квазара, а вовсе не от каких-либо звезд, таящихся внутри этого облака. Наиболее вероятным видится предположение о том, что именно газ этого облака и "подкармливает" сверхмассивную черную дыру, позволяя ей выглядеть квазаром.

Объяснить этот феномен (генезис столь странной структуры) попытались каким-нибудь чрезвычайно редким стечением обстоятельств, например, столкновением нормальной спиральной галактики с неким экзотическим объектом, содержащим очень массивную черную дыру, случившимся около 100 миллионов лет назад. Предполагают даже совершенно немыслимую вещь: хозяйская галактика, якобы, могла полностью погибнуть в результате столкновения (разорваться, рассеяться?). Изолированная черная дыра могла захватить газ при пересечении диска спиральной галактики (это потребовало бы наличия очень специфических начальных условий и, вероятно, не могло бы послужить причиной столь глобального возмущения соседней галактики, каковое наблюдается. Одна из самых интригующих гипотез уповает на то, что галактика, содержащая сверхмассивную черную дыру, могла бы состоять почти исключительно из неведомой нам темной материи (невидимой в телескопы)... Однако не исключено, что ученые в данном случае все-таки имеют дело с вполне нормальной фазой эволюции массивных галактик, просто на этот раз удалось разглядеть процессы, протекающие спустя несколько миллиардов лет после тех, что наблюдаются в большинстве других галактик с квазарами.

Black hole in search of a home - The European Homepage For The NASA-ESA Hubble Space Telescope - News Archive