статья "Спитцер" заставил Андромеду скривиться и расколоться

Максим Борисов, 17.10.2005

Туманность Андромеды. Псевдоцветная мозаика, составленная из 11 тысяч снимков "Спитцера", работающего в инфракрасном диапазоне. Фото NASA/JPL-Caltech/K. Gordon, University of Arizona с сайта www.jpl.nasa.gov

Снимки ближайшей к Млечному пути спиральной галактики - Туманности Андромеды, полученные космическим телескопом NASA "Спитцер" (Spitzer), что работает в инфракрасном диапазоне, заставили американских ученых по-новому взглянуть на обнаруженное ранее кольцо из формирующихся звезд в этой галактике. В инфракрасных лучах "колечко" теперь видится расколотым на две части, образовавшим обширную "полынью" в своем нижнем правом углу. Причиной возникновения столь явно асимметричных особенностей, возможно, явилось стремительное (по галактическим меркам) взаимодействие с карликовыми галактиками, окружающими Андромеду (основной претендент - это M32, "запасной", отвергнутый - NGC205), случившееся миллионы лет назад (результаты моделирования в виде роликов доступны для скачивания с данной страницы).

"Иногда маленькие спутниковые галактики способны прорваться прямо сквозь большие галактики, - поясняет доктор Карл Гордон (Karl Gordon) из Обсерватории Стюарта (Steward Observatory) Аризонского университета (University of Arizona, Тусон), под руководством которого проводились эти новые наблюдения. - Какая-то небольшая галактика умудрилась пробить дыру в диске Андромеды, подобно тому, как камешек, брошенный в пруд, искажает его поверхность... Андромеда - это намного более захватывающее и динамическое место, чем мы когда-либо думали".

Туманность Андромеды по каталогу французского астронома Шарля Мессье (Charles Messier, 1730-1817) проходит под номером 31 - Messier 31 или M31 - и является самой изученной крупной галактикой (если, конечно, не считать наш собственный Млечный путь), однако, как видим, беспрецедентно чувствительным инфракрасным инструментам "Спитцера" это не помешало сделать новые открытия. Его многополосный инфракрасный фотометр Multiband Imaging Photometer (MIPS), работающий на длинах волн в 24, 70 и 160 микрон, за более чем 18 часов непрерывной работы 25 августа 2005 года (спустя ровно год после своего запуска) сделал записи приблизительно 11 тысяч отдельных участков, чтобы получить приведенную выше величественную мозаику. Кроме кольца из формирующихся звезд и характерной лакуны в спиральном диске, "Спитцер" также оказался способен разглядеть скопления ярких старых звезд и спиральную дугу в центре нашей галактической соседки. Результаты этих исследований были представлены для публикации в Astrophysical Journal Letters (ApJ).

"В отличие от "прилизанного" вида Андромеды в оптическом диапазоне, изображения "Спитцера" демонстрируют четкую центральную выпуклость и систему спиральных рукавов", - отмечает доктор Сьюзен Столовай (Susan Stolovy), исследователь из Научного центра "Спитцера" Калифорнийского технологического института (Spitzer Science Center at the California Institute of Technology, Пасадена). Эта центральная галактическая выпуклость в инфракрасном диапазоне светит за счет раскаленной пыли, что теряют состарившиеся гигантские звезды (собственно, именно излучение относительно холодной (в наиболее удаленных частях галактики) и более горячей (в ядре) пыли и регистрирует "Спитцер", пыль ясно очерчивает обширные структуры вроде спиральных рукавов). Знаменательно, что система внутренних спиральных рукавов на этих снимках может быть прослежена только за пределами этой самой центральной выпуклости.

Андромеда расположена от нас на расстоянии порядка 2,5 миллиона световых лет, это самая близкая спиральная галактика, причем единственная, доступная для наблюдений невооруженным глазом (то есть это самый далекий объект во Вселенной, видимый нами без всяких телескопов). В отличие от нашей галактики Млечный путь, которую мы способны изучать лишь изнутри, Андромеда землянами изучается снаружи (к сожалению, она видна нам под углом, а не "плашмя", поэтому многие детали неизбежно ускользают от внимания). И пусть она и не является в полном смысле этого слова "двойником" нашей Галактики (хотя бы уже потому, что заметно превосходит ее массой и размерами), но многие выводы, сделанные в отношении M31, справедливы и для Млечного пути. Более того, астрономы полагают, что когда-нибудь в очень отдаленном будущем Андромеда и Млечный путь сольются воедино, поэтому теперь в лице этой соседки мы можем наблюдать не только некое смутное отражение своего нынешнего мира снаружи, но и наш будущий звездный дом...