Чечня может сменить название
Чеченская республика в ближайшее время может получить новое название - "Нохчийн Республика". "Я поручил министру информации и печати Чеченской республики Мовсару Ибрагимову изучить этот вопрос", - заявил президент республики Алханов.
Комментарии
А что оскорбительного в слове Чечня?
Думаю, не поможет.( насчет изменения негативной оценки).
Не поможет, однозначно!
Дело не в названии Чечни, а в самих чеченцах. Их самих надо сначала во что-нибудь другое переименовать. Я только не знаю во что...
Ну примерно тоже самое, что и в слове Русня.
Вы серьёзно думаете, что слово "Чечня" тоже используют только ублюдки?
я думаю оскорбительного ничего нету , но они(г-но алханов) думают, изменив имя на новое , что таким трюком можно заставить будушего поколения забыть ихнее( алханов, кафыров ...) предательство
Ну ей же Богу, чем бы дитя ни тешилось.Бедный Алханов нашел способ повернуть телекамеру в свою сторону, а то все Рамзан да Рамзан в эфире. АбЫдно!
Назовут в итоге ИЧКЕРИЯ
Each-Carrya
..
Ваша ненависть вам же и откликнется и откликается. Редко кто скажет о чеченах доброе. В лучшем случае - они ТОЖЕ люди! Русня так Русня. Только чего вы без Русни то делать будете? Странно слышать слова о ненависти от представителя народности принесшей столько горя, причем неважно кому:чсвоим или чужим....
A CHE TI O NAS TAK PECHESHSY,CHE OTEC NAM,IL' BRAT?CHTO VI BUDETEDELAT',CHTO VI BUDETE DELAT'....ZALADILI...A CHE TI TAKOI UG DOBRYK,CHTO BOISHSY,CHTO MI SAMI NE SPRAVIMSY ILI TI GELAESH NAM DOBRA? VIDELI MI KAKOI DOBRII RUSSKII NAROD,VO VEK NE ZABUDEM!FASHISTI I TO MYGKO SKAZANO! U MENY ASSOCIACIY RUSSKOGO SOLDAFONA S MORODEROM,UBIICEI I TORGASHOM TRUPOV... MERSI ZA TAKOE DOBRO,I OSTAV' ETO DOBRO SEBE I SVOIM DETYM,RUSACHOK-DORYCHOK HRENOV!SEBE I SVOIM DETYM,SKAZAL!!!!!!!!!!!!!!!
A KTO KOMU GORY PRINES I V KAKOM KOLICHESTVE,NA TO BOG SUD'Y!!! I SVIDETELI GIVI...
NENAVIST' CHECHENOV OPRAVDANA,EST' NAM ZA CHTO I NE SEGODNY ETO NACHALOS'?ESHE S CARSKIH VREMEN VI UBIVAETE CHECHENCEV,CHEREZ KAGDIE 50LET...A VOT NENAVIST' RUSSKIH K CHECHENAM,POSTESNYLIS' BI,DA I POBOYLIS' BI BOG'EI KARI,ZA NEVINNO UBIENNIH I PROSTO ZAMUCHENNIH, I ZVERSKO UBITIH...PROSTO ZA TO,CHTO ONI CHECHENI......
Ну вообще... это даже не выговоришь...
Cлово, в которое входят Н и Х? ещё как выговорят. даже сказать неудобно, как именно.
MI NAZIVAEMSY NOHCHI,TAK KAK YVLYEMSY POTOMKAMI PROROKA HOY!A OTKEL' NAZVANIE CHECHENI,VOOBSHE NEPONYTNO...PONYTNO CHTO RUSSKIE DALI,NO S CHEGO???
Alhanov!!!??? A u Kadirova razresenija sprosil?
NICHEGO MI TEBJA NAUCHIM .
А москалям надо, обязательно, что-то сказать.
Какая вам разница?
NE Нохчийн Республика ,A - RESPUBLIKA NOHCHI CHO -
Сами сопьетесь. У меня и друзья и знакомы вообще не пьют. Других не держим.
Вау! на латинице написали! А то что гос язык РУССКИЙ вас не смущаит? Не говорю, что пугает -вы ж смелые и гордые люди. только убиваете в основном слабых и беззащитных.
DA,A ROSSIY PO SRAVNENIU S CHECHNEI TOGE BILA SLABOI I BEZZASHITNOI...GANGSTERI PRISHLI NAVODIT PORYDOK V DETSKII SAD:VOT TAKOE SOOTNOSHENIE SIL U NAS BILO! VOT TAK TO VI UMEETE VSE PEREVARACHIVAT',S NOG NA GOLOVU,GDE NADO VAM ROSSIY VELIKAY,V DRUGOM MESTE BEZZASHTNAY,V TRET'EM ....NU ARTISTI S POGORELOGO TEATRA.
dlya nas vse slabie
Чеченская Республика - суверенное и независимое демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения чеченского народа. Она обладает верховным правом в отношении своей территории и национальных богатств; самостоятельно определяет свою внешнюю и внутреннюю политику; принимает Конституцию и Законы, обладающие верховенством на ее территории. Государственный суверенитет и независимость Чеченской Республики неделимы, незыблемы и к полномочиям органов государственной власти не относятся.
Звучит хорошо, а что же тогда чеченцы бегут из Чечни ( или вернее расползаюстя по России, как тараканы?)
Забыли указать источник бреда - "Творчество душевнобольных"
OI NENADO ! VOT TALKO ETOGO NENADO .
Ага, а чего они в Карелии делают? НЕ ползли, а на поезде приехали?А то без них так плохо былор , слов нет
Нохчийн Республика - Очень благозвучно:
Может действительно переименовать в Ичкерию?
16:45 Все хорошо , но при чем тут жиды? Боже, поверить невозможно, какая любовь, мы вам и ночью снимся,горжусь, вот это достижение. Где вы видите жидов? Большинство уехали- остальные переодели шапку и поменяли вероисповедания. В чем дело? Непойму.
колобок,вы только что проснулись,нет ни одного слова про евреев.Или новое название Чечни,что то означает на вашем языке?
нахчийн
Снова да ладом. Забыли что ль что их президент, которого взорвали наши ракетой) тоже переименовал В ИЧКЕРИЮ. Те же грабли, через 2-5 лет опять война.
А ведь новые выборы предстоят. Метод проверенный.
Ну и что,это права чеченского народа,им и решать как себя называть. Почему вы такие злючки.русский
17:51 VARVARI VI(KAK PROSTO U NIH:"KOTOROGO VZORVALI NASHI RAKETOI"),VSE PROSTO U RUSSKIH,VZYLI NA GOSUDARSTVENNOM UROVNE,RAZVIT BANDITIZM,DA I UBILI...KOGO TO UBIT', RAZ PLUNUT'!!! A ESHE OT CHECHENOV ONI USTALI,GANGSTERI TO...
я к чиченам отношусь нормально. Такие же жертвы 90х,- как и все русские Когда картавые поняли на Москве, что столкнулись с организованной силой, не позволяющей все лакомые куски в одну харю треснуть,- начали, пьянюшку подталкивать к войне. ПОтом все покатилось. Сегодня прочитал заявление Хельсинской Людмилы .Как всегда ложь и лицемерие .Надеюсь, что Рамзан пояснит ей, что время разводок закончилось. Если гордые чечены хотят сыскать уважение и любовь, то надо херачить жирных картавых котов, а не детей и работяг...
Vot tut ja s vami sogloshus . Razveli oni nas s vami konkretno !
Шендерович: "Очень вовремя"
По словам писателя, "слово "Чечня" впитало в себя все, что могло, эта губка полностью насыщена. Ее надо выжать досуха и наполнять снова уже под новым названием". "До тех пор, пока чеченская проблема будет решаться, как она решается, и под руководством тех людей, [под руководством] которых она решается сегодня, нам будет только и оставаться, что менять время от времени наименования этой республики", - сказал Шендерович.
anonim
znaju o chechenzah ne po naslishke - mochit` ih nado, Togda nastupit mir vo vs?m mire. Eta nazia ne zasluzila sushestvovania!!!
Eta nazia ne zasluzila sushestvovania!!! Ты скажи кто тебя обидел дурик
первого мэра Пятигорска Юрия Васильева только случайно не взорвали в августе 2003 года вместе с машиной. Второго мэра, Владимира Шестопалова, тоже пытались взорвать, а потом отдали под суд. 31 июля депутаты Городской Думы назначили третьего мэра ? Игоря Тарасова. И тут ?лендкрузер? г-на Тарасова задавил на федеральной трассе насмерть пять человек. Ставропольская прокуратура взяла Тарасова под стражу, полагая, что именно он был за рулем. Такое самоотречение прокуратуры просто удивительно. В самом деле, избирателей у нас много, а мэр ? один. Точнее, в данном случае мэров было два: по словам г-на Тарасова, первым на месте происшествия оказался мэр города Ставрополя, который и отвез его в больницу. То есть, похоже, граждане мэры ехали вместе. А взяли только мэра Тарасова. Эдак вы еще сына министра обороны, может, тоже захотите посадить? Уголовное дело против мэра Тарасова ? это не первый удивительный случай в отношениях прокуратуры и города Пятигорска. Судите сами: по факту взрыва машины Юрия Васильева та же самая ставропольская прокуратура ровно через четыре месяца после взрыва вынесла постановление о приостановлении следствия ?в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого?. Между прочим, покушение на мэра ? это центральный террор. К слову сказать, данное постановление выглядит черной неблагодарностью, учитывая бессменное многолетнее правление г-на Васильева, его почетное прозвище ?папа?, славу Пятигорска как криминальной столицы Кавминвод и полное взаимопонимание между правоохранительной верхушкой Пятигорска и бывшим мэром, занявшим потом место председателя комитета Госдумы по бюджету. Со вторым мэром, Владимиром Шестопаловым, неожиданно победившим г-на Васильева на выборах, было еще смешней. Выбравшись мэром, он затеял устроить вместе с западногерманскими инвесторами образцовый курорт на горе Машук. На несчастье г-на Шестопалова, при прежнем мэре эти земли были уже просватаны. В мае 2004 года любитель западногерманских инвестиций нашел в клумбе у выезда со двора мощное самодельное взрывное устройство. С покушением не получилось, зато уже в июле мэру предъявили обвинение. И как только его освободили от должности, 37 га заповедной земли на Машуке были проданы за 347 тыс. рублей некоему ?Кавминэкоцентру?. Допускаю, что г-н Шестопалов сам был не прочь освоить гору Машук и куска бы мимо рта не пронес; но в данном случае меня поражает совпадение интересов киллеров и прокуроров. А еще очень радует злоупотребление, совершенное мэром: он незаконно купил бронированный автомобиль. Не знаю, на чем должны ездить мэры, которых взрывают, но приятно, что органы дали принципиальную оценку попытке мэра затруднить работу киллеров. Не повезло и третьему мэру Тарасову. Ставропольские власти заинтересовались им еще до того, как он поучаствовал в ДТП со смертельным исходом. 21 августа суд приостановил его полномочия: правительство края посчитало, что Тарасова назначили на должность с нарушением. Это было официальное обвинение, неофициальное же звучало так: ?Тарасов был советником Кадырова и замом Абрамова. Тарасов в Пятигорске ? это Кадыров в Пятигорске. Стоит ли отдавать фактическому хозяину Чечни курортную столицу Северного Кавказа?? Собственно, из последнего и можно понять, почему г-н Тарасов пострадал из-за какого-то незначительного ДТП, всего-то кончившегося смертью пяти человек. Пятигорск делят давно. В ходе дележки все труднее понять: кто мэр, кто киллер, а кто прокурор. Вы думаете, это только дело о покушении на мэра Васильева ставропольская прокуратура приостановила в связи с такой убедительной причиной, как неустановление личности киллера? Как бы не так ? с такой же блистательной формулировкой через три месяца закрыли дело о покушении на мэра Шестопалова. А через пять месяцев приостановили дело по факту убийства депутата Госдумы Плющенко. На фоне таких правоохранительных подвигов бледнеет даже продажа горы Машук по цене прошлогоднего льда. В ходе этой дележки, после неожиданной победы Шестопалова ? чтобы неожиданности не повторялись ? от выборов мэра на всякий случай отстранили народ, но беда пришла с нежданной стороны: наверх вылез человек Кадырова. Я не знаю, кому в итоге достанется курортная столица Кавказа ? чеченцам, ставропольским властям или старой пятигорской элите. Я о другом. Если прокуратура закрывает дело по факту центрального террора против мэра Шестопалова и вскоре сажает мэра Тарасова за ДТП со смертельным исходом, не спешите радоваться, что мэра посадили за то, что он убил пятерых. В королевстве кривых зеркал это ? повод, но не причина. Юлия Латынина
Меняют название - да и Бога ради! Хоть горшком назовут... Что-то от этого изменится?
ебнврт...
а х..его знает
Н
НАХИ И ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ НАРОДЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА: РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ПО ЗАРУБЕЖНЫМ ИСТОЧНИКАМ. Статьи / История Дата: 20 Мар, 2006 г. - 10:09
Постановка вопроса, вынесенная в заголовок статьи, не может считаться ни новой, ни неожиданной. Разве что более предметной и точной в контексте последних исследований зарубежных исследователей-ориенталистов: археологов и лингвистов. Первые предложения и гипотезы об этногенетическом и лингвистическом родстве кавказцев с древнейшими культурными народами Ближнего Востока были выдвинуты авторитетнейшими европейскими ориенталистами и лингвистами еще в начале века. К таковым я отношу А. Г. Сэйса, Р. Йенсена, Л. Мессершмидта, Ф. Тюро-Данжена, А. Унгнад, Б. Грозни, Ф. Борка, И. Фридриха, А. Гетце, Э. А. Спайзера, Э. Лароша, Л. Вулли, Е. Чиера, И. Гельба, не говоря о более поздних исследователях. Особый прорыв в установлении степени родства кавказских языков с хурритским и урартским - древнейшими языками Передней Азии - был сделан в работах И. М. Дьяконова, В. Бенедикта, М. Салвини, Г. Вильхельма, Г. Штайнера. Говоря о кавказских языках, я имею в виду в первую очередь нахские языки (чеч., инг., бацб.), ближе других стоящие к хуррито-урартским языкам. К поразительным результатам и выводам касательно нахско-ближне-восточных связей приводит сопоставление и анализ исследований зарубежных ученых по археологии Ближнего Востока за последние полвека. Среди авторов этих исследований в первую очередь следует назвать знаменитого английского археолога-ориенталиста Л. Вулли, Джеймса Мелларта, открывшего миру неолитическую цивилизацию Чатал-Хююка, С. Ллойда, X. Оттен. Более того, реконструкция древнейшей истории нахов невозможна без интеграции обширных знаний, накопленных мировой ориенталистикой. Не следует также забывать, что Кавказ (без искусственного деления на Северный Кавказ и Закавказье, принятого в русской традиции) с древнейших времен был составной и весьма важной частью того обширного региона, который назывался колыбелью цивилизаций. Кавказ являлся частью этого региона хотя бы потому, что с эпохи неолита был известен как основной источник обсидиана, медных, свинцовых, железных руд, необходимых для производства орудий труда и военного снаряжения. С начала письменной истории человечества Кавказ, вместе с прилегающими к нему с юга районами Малой Азии (восточной Анатолии), известен как центр металлургии древнего мира. Исключительно благоприятное географическое положение, климатические и природные условия способствовали зарождению и расцвету первых неолитических цивилизаций на Земле в предгорьях Кавказа и Загроса (область плодородного Полумесяца или Fertile Crescent), откуда берут свое начало реки Кура и Аракс (Кавказ), и Тигр и Евфрат (Загрос). Известно, что Кавказ является родиной основных злаковых культур (ячмень, рожь, пшеница), а также груши, сливы, яблони, кизила и других фруктов. Все эти и другие важные факторы необходимо брать в расчет при изучении и реконструкции древнейшего периода истории нахов, т.е. привлекать обширные системные знания из самых разных наук: математической и теоретической лингвистики, археологии, шумерологии, хурритологии, ассириологии, египтологии, хеттологии, урартологии, этрускологии и многих других вспомогательных дисциплин. 1. Для прояснения этногенетических связей нахов с древнейшими народами Передней Азии хурритами, урартами, хеттами, а также с высокой степенью вероятности с шумерами, ассирийцами и вавилонянами (через хурритов) уместно обратиться к материалам археологических исследований на Ближнем Востоке и на Кавказе. Но прежде хотелось бы напомнить, что среди генетически родственных нахам древнейших цивилизованных народов первыми стоят хурриты. Российскому читателю хурриты известны главным образом по книгам И. М. Дьяконова и B. В. Иванова. Именно в работе И. Дьяконова и C. Старостина "Хуррито-урартские и восточно-кавказские языки" за 1988 год признается, что хуррито-урартские языки являются отдельной ветвью северо-восточно-кавказской языковой семьи (более известной как нахско-дагестанская). Причем наибольшую близость хуррито-урартские языки обнаруживают с нахской группой, хотя это прямо и не признается в работе И. Дьяконова и С. Старостина, несмотря на общие грамматические черты и большое количество лексических совпадений именно с языками этой группы. Должен сказать, что количество примеров из лексики, общей для хурритов и нахов, гораздо больше того, что приведено в вышеупомянутой работе. Ниже я попытаюсь привести эти примеры на основе ономастического материала вайнахов и хурритов. Хотя существует еще много примеров из общесловарного фонда этих языков, оставшихся еще за рамками работы И. Дьяконова и С. Старостина. Но этот анализ выходит за рамки данной статьи. Правда, в другой своей более ранней работе ("Предыстория армянского народа", Ереван, 1968) И. М. Дьяконов высказывается более определенно: "То, что хуррито-урартский этнический массив занимал в III и II тысячелетии до нашей эры всю территорию от холмистых равнин Северной Месопотамии до центрального Закавказья, вероятно еще и потому, что за последнее время выяснилась вероятность тесных языковых связей хуррито-урартской группы с северо-восточно-кавказскими (нахско-дагестанскими) языками, - особенно с их нахской (вайнахской) подгруппой, представители которой обитают ныне в центральных районах Большого Кавказа, преимущественно на его северных склонах (чеченцы, ингуши, на южных склонах - бацбийцы)". Согласно установившейся в западной ориенталистике концепции, хурриты принадлежат к тем древневосточным народам, былая роль которых забыта исторической традицией и выявлена заново в XIX веке по материалам археологических раскопок. Сохранилось только наименование хурритов в форме Hori, дошедшее до нас из Ветхого Завета. Значение этого наименования до сих пор достоверно не установлено. Можно указать на имя Хурри, спутника хурритского бога бури Тешуба (Te?up), и на город Хурра в области обитания хурритов. Древнейший народ хурритов создал столь мощную, генеративную культуру, что в продолжение нескольких тысячилетий десятки народов не только продолжавших, но и сменявших друг друга на обширной территории от Индии до западной оконечности Средиземноморья и от Кавказа до Шумера и Египта, своим происхождением, развитием и расцветом полностью обязаны ей, как единому и универсальному источнику. Более того, если из народов кавказской расы (Caucasian Stock/race в европейской традиции) или семьи составить условный круг, то в его центре безусловно будут стоять хурриты. Согласно ассирийской традиции, земли хурритов лежат к северу от Шумера, в среднем и верхнем междуречье Тигра и Евфрата. В западной ориенталистике колыбелью хурритов принято считать регион, включающий верховья Тигра и Евфрата и их притоков Большой и Малый Заб, Диала (Диауэхи), земли вокруг озер Ван, Урмия, Севан и Чилдыр (Восточная Анатолия), а также междуречье Куры и Аракса [EA.Speiser, 1953]. Один из самых авторитетных хурритологов, американский лингвист-ориенталист Е.А. Спайзер считает: "Территория активного распространения хурритов простиралась от Средиземноморья до Шумера и от Восточной Анатолии до границ Египта. Документы, которые подтверждают это - иногда просто посредством отличительных личных имен - включают надписи на шумерском, аккадском, хеттском, угаритском (финикийском), египетском, ветхозаветном еврейском и, конечно, на самом хурритском. Такая исключительная широта дистрибуции хурритов подразумевает многочисленные культурные контакты" [Е.А. Спайзер, 1953]. В российской науке до 60-х годов этого века не признавалась ключевая роль хурритов в инициации куро-араксской культуры неолита. Все изменилось после появления на Западе основополагающих работ авторитетнейших ориенталистов: английского археолога Л. Вулли и американского лингвиста-хурритолога Е.А. Спайзера. В результате раскопок объединенной англо-американской археологической экспедиции под руководством Л. Вулли в Сирии, Палестине и Турции в 30-х годах нашего века были открыты так называемая Кирбет-Керакская культура Южной Палестины IV тысячелетия до н.э. (Бет-Шеан, Кирбет-Керак) и Сирии (Амук, слои II и 1) и культура Тель-Халаф в предгорьях Загроса (Северная Месопотамия), следы которых ведут к междуречью Куры и Аракса на Южном Кавказе. Археолог Б. Куфтин, работая на Кавказе в верховьях Аракса в 40-х годах, открыл культуру эпохи неолита, которая и может считаться предшественником и прародителем Кирбет-Керакской и Тель-Халафской культур. В своей замечательной работе, подводящей итог работы его экспедиции, "Forgotten Kingdom" Л.Вулли пишет: "Далеко на востоке, на Южном Кавказе, русские археологи нашли ту же посуду, но там она представлена в гораздо больших количествах, которые, очевидно, иллюстрируют эволюцию этой посуды из более примитивных форм неолитического периода; Южный Кавказ, похоже, являлся родиной создателей Кирбет-Керакской культуры". Таким образом, по этим культурам прослеживаются пути миграции и территория активного распространения хурритов, начиная как минимум с V тысячелетия до н.э. и достигая своего апогея во II тысячелетии до н.э., по всему обширному региону, известному как колыбель цивилизации (от Средиземноморья до Шумера и от Кавказа до Египта). В другом своем фундаментальном труде "History of Mankind" Л. Вулли приводит убедительные аргументы, свидетельствующие о близости культуры Тель-Халафа и Аль-Убейда, на котором в IV тысячелетии до н.э. возник первый город шумеров Урук (Варка) [C.L. Woolley, J. Hawkes, 1963]. А в 1953 году появилась знаменитая работа Е.А. Спайзера "Вклад хурритов в цивилизации Месопотамии, Сирии и Палестины", где приводятся удивительные и убедительные факты выдающейся роли хурритов в обширном регионе. Две последние работы Л. Вулли и Е. Спайзера до сих пор не переведены на русский язык. Только после этих работ западных ученых начинают появляться в советской науке исследования, в которых намекается на участие хуррито-урартского этнического массива в инициации куро-араксского неолита (И.М. Дьяконов, 1968; К.Х. Кушнарева, Т.Н. Чубинишвили, 1970) и признается не только наличие длительного неолитического периода, предшествовавшего расцвету куро-араксской культуры в III тысячелетии до н.э., но и подтверждается, что последняя не являлась здесь наиболее древней оседло-земледельческой культурой, а лишь документировала ее уже сравнительно развитой, поздний этап. [К.Х. Кушнарева, Т.Н.Чубинишвили, 1970, с.7]. Вот как последние резюмируют свое исследование: "Результатом исследований многослойных поселений явилось новое, более полное и всестороннее представление о куро-араксской культуре. Уровень материальной и духовной жизни племен - носителей этой культуры - оказался значительно выше, чем он представлялся еще сравнительно недавно. Материалы поселений по-новому обрисовали хозяйственную базу древних южно-кавказских племен с ведущей ролью скотоводства, складывающегося уже в конце этого периода в отгонную форму. Неожиданно высоким оказался и уровень металлопроизводства, остатки которого были обнаружены повсеместно. Было установлено, что уже в этот отдаленный период оно находилось на стадии "сознательной" металлургии, когда были освоены такие сложные процессы, как выплавка металла из руды, совместная плавка различных металлов, отливка широкого ассортимента изделий в формах, дальнейшая их обработка. Таким образом, тезис Б.А. Куфтина о куро-араксской культуре как о "поразительно бедной некерамическим инвентарем" оказался опровергнутым. Сомнению подверглась и "энеолитическая" сущность куро-араксской культуры. Создавался очевидный культурно-хронологический разрыв между подлинно энеолитиче-скими культурами Передней Азии и "куро-араксским энеолитом" (К.Х. Кушнарева, Т.Н. Чубинишвили, 1970, с. 18-19). Эти же авторы приводят далее мнение И.М. Дьяконова: "И.М. Дьяконову на основе скрупулезного привлечения историко-лингвистических данных удается очертить широкий ареал расселения хурритских племен в III-IIтысячелетии до н.э. В этом же ареале проживали и другие племена ("этивские", пранахско-дагестанские), родственные по языку хурритам. Обращаясь к археологическим источникам, И. Дьяконов акцентирует внимание на соответствии границ распространения хуррито-урартской языковой группы с памятниками куро-араксской культуры. Однако, проявляя определенную осторожность в этом вопросе, автор воздерживается от категорического отождествления данных лингвистики и материальной культуры" (там же, стр. 19-20). Одна из причин такой осторожности, на мой взгляд, кроется в необходимости пересмотра после таких выводов многих искусственных построений в советском кавказоведении: т.н. Кобанская и Майкопская культуры Северного Кавказа, которые оказались ничем иным, как локальными вариантами их прародительницы - куро-араксской культуры. Правильно говорит И. Дьяконов: "Культура "куро-араксского энеолита" не проникает, повидимому, в Понт и Колхиду, но ее ареал включает юго-западную и восточную Грузию (внутренняя Картли) и Юго-Осетию, а может быть и Северную Осетию". (И.М. Дьяконов, 1968). Здесь полезно напомнить, что вплоть до XV века нашей эры нынешнюю территорию Южной Осетии занимали двалы - вайнахское племя, близкое ингушам (Гамрекели В.Н., 1961). Большое число топонимов вайнахского происхождения на данной территории сохранилось до сих пор. Например, название рек Большая и Малая Лиахви переводится с ингушского как "ледяная река"- лоа хи, река Терек вплоть до 18 века называлась в грузинских источниках Ломехи, что означает "горная река" в ингушском языке (Гамрекели В.Н., 1961). В другом месте И. Дьяконов продолжает: "...Ареал распространения куро-араксского энеолита выявляется в настоящее время очень отчетливо: на северо-востоке он уходит за большой Кавказ, в Чечню и Северный Дагестан..." (И. Дьяконов, 1968, стр. 20-22). Таким образом, из вышесказанного легко заключить, что термин "Кобанская культура" относится скорее к сфере идеологии и политики, чем к сфере науки. Не случайно И. Дьяконов избегает во всех своих работах этот странноватый термин. Во-вторых, нахские племена включены как в ареал распространения хуррито-урартских языков, так и в ареал куро-араксской культуры. В-третьих, между этими двумя ареалами существует изоморфное соответствие. В конце этого пункта еще немного информации о хурритах. Как было сказано выше, наиболее ранним местом обитания хурритов в Передней Азии считаются верховья Тигра и его восточных притоков Верхний и Нижний Заб, Диала и Диауэхи. Первые замеченные в клинописных текстах из Ниппура - религиозного центра Шумера - слова помечены детерминативом, совпадающим с аккадским названием страны Субарту, при этом термин "Субарей" в древних клинописных текстах выступает как синоним слова "хуррит". Их земли к северу от Шумера были населены еще с эпохи мезолита. Достаточно вспомнить первую мезолитическую (X тыс. до н. э.) цивилизацию в Зарзи, в горах Загроса. Английский археолог Д. Мелларт считает, что носители этой цивилизации пришли с севера, с Кавказа и прослеживает их связи с территориями к северу и западу от озера Ван по периодическому использованию обсидиана (черного вулканического стекла), в изобилии встречающегося на Кавказе и в Восточной Анатолии. А также протонеолитические культуры Карим-Шахир и Шанидар ( IX и VIII тыс. до н.э.), неолитические культуры Джармо и Чатал-Хююк (VII тыс. до н.э.), Хассуна (VI тыс. до н.э.), Тель-Халаф (V тыс. до н.э) [J. Mellart, 1967]. Здесь же в излучине Евфрата, как мы знаем, возникла культура Тель-Халаф, предшественница аль-Убейда, на котором возник первый город шумеров Урук. Вот как описывает это событие великий английский археолог-ориенталист Л. Вулли в своей знаменитой книге (кстати не переведенной на русский язык до сих пор): "Естественно, эта земля была слишком хороша, чтобы оставаться незаселенной, и волны мигрантов хлынули туда с Севера и поселились рядом, бок о бок, с их предшественниками. Они принесли с собой новые ремесла. Они были искусными мастерами по металлу; ввели гончарный круг и их плоская посуда черного, серого и красного цветов вскоре вытеснила устаревшую расписную посуду аль-Убейда. Если, как убеждены авторы раскопок в Уруке, большой дворец с колоннами и стенами из кирпичей из ила и утонченной мозаикой относится к Урукскому периоду, то под руководством пришельцев, страна к югу от среднего течения Тигра и Евфрата достигла невиданного расцвета; и если, что весьма вероятно, изобретение письма относится к этому времени, то вклад обитателей Урука в цивилизацию был действительно велик. Самые ранние письменные документы составлены на шумерском языке и некоторые ученые (С.Н.Крамер) настаивают, что реальные шумеры были жителями Урука, мигрантами и варварами, которые покорили более цивилизованных жителей аль-Убейда семитского круга. Но, судя по археологическим свидетельствам, жители Урука не были варварами (они были народом, обрабатывавшим металл и первым интродуцировавшим гончарный круг), а последующая шумерская цивилизация сохранила столь отчетливые связи с жителями аль-Убейда, что едва ли можно говорить о них как о свергнутом и угнетенном классе. Более вероятно, что эти общности смешались между собой и примерно к этому времени, когда было изобретено письмо, в конце Урукского периода, жители Урука переняли язык жителей аль-Убейда". [C.L. Woolley, 1963]. Эта цитата очень важна для дальнейшего понимания тесных связей шумеров и хурритов. Знаменитый американский ориенталист С.Н. Крамер считает, что шумеры не были первыми поселенцами на земле, которая в III тысячелетии до н.э. была известна как Шумер, а позднее как Шумер и Аккад, а еще позднее как Вавилония. С.Н. Крамер утверждет: "Я убежден, что первые поселенцы этой земли (Шумера) были народом, не говорившим ни на шумерском, ни на семитском, а скорее на неидентифицированном до сих пор языке, следы от которого остались в названиях рек Идиглат для Тигра и Буранум для Евфрата, городов Эриду, Ур, Ларса, Исин, Адаб, Лагаш и Ниппур, ни одно из которых не имеет удовлетворительной этимологии в шумерском. Еще более важны следы этого языка сохранившиеся в таких культурных терминах, как энгар - фермер, апин - плуг, апсин - борозда, желоб, нимбар - пальма, тибир - мастер по металлу, симуг - кузнец и, возможно, даже дамкар - коммерсант". [S.N.Kramer, 1979]. Большой интерес в этом ряду слов представляет термин тибир (tibir). Американский исследователь-ориенталист И.Гельб (I.Gelb) считает, что шумерское Lutibira происходит от географического названия Tibira [J. Celb, Inscriptions From Alishar and Vicinity, Chicaqo, 1935, с.11, 63-64]. Шумерское Lutibira в специальной научной литературе относится к субстратному, протошумерскому словарю [A.Salonen, Die M?bel des alten Mesopotamien, Helsinki, 1963, c.274]. Специалисты переводят этот термин так: кузнец по меди (coppersmith, Kupferschmid) [A.Deimel, ?vumerisches Lexicon, II, 2, Roma, 1930, ?132:18], металлург, мастер по обработке металла. Хурритское происхождение шумерского термина tibira/ta/bira может быть доказано с большой долей вероятности [H.Otten, 1984; G.Wilhelm, 1988]. Таким образом, мы приходим к осторожному выводу, что протошумеры были, скорее всего, носителями хурритского языка и культуры. Данные антропологии тоже подтверждают этот вывод. Английский шумеролог Том Джонс считает: "Жители южной Месопотамии в начале IV тысячелетия до н.э. имели большие, длинные и узкие черепа; они были похожи на людей кавказского или европейского типа и мы можем сч?
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: