статья Пыльная работенка

Максим Борисов, 28.07.2008
Пылевая оболочка вокруг новой. Изображение с сайта www.eso.org

Международная группа астрономов с помощью Интерферометра Очень Большого Телескопа с рекордной разрешающей способностью впервые сумела запечатлеть процесс возникновения пылевой оболочки у только что вспыхнувшей новой звезды и проследить за ее дальнейшей эволюцией на протяжении более чем сотни дней.

User pointofnoreturn, 28.07.2008 21:44 (#)

Это про"бурый карлик"-потом будет больше

User pointofnoreturn, 28.07.2008 22:28 (#)

Начну немного из далека, с очень привычных ,для себя понятий"Как проявляются магические числа"

Прежде, чем ответить на этот вопрос, надо перечислить факты свидетельствуют о проявлении магических чисел. 1)Увеличение энергии связи ядер с заполненными оболочками по сравнению с соседними ядрами. 2)Увеличение энергии отделения одного или двух нуклонов. Наиболее отчетливо этот эффект заметен в энергии отделения двух нейтронов...3)Увеличение энергии Увеличение энергии -альфа распада для альфа-радиоактивных ядер вблизи магического числа 126 4)Увеличение числа бета стабильных изотопов для ядер с магическими числами нейтронов или протонов5)В ядрах с заполненными оболочками первый 2+ уровень расположен значительно выше по энергии по сравнению с соседними ядрами6)Магические числа соответствуют сферическим ядрам, имеющим нулевые значения электрических квадрупольных моментов 7)Ядра, с заполненными оболочками, имеют меньшую величину сечения захвата низкоэнергичных нейтронов. Ну "кто такие магические ядра" постить уже приходилось:это ядра , имеющие полностью заполненные оболочки, связаны более сильно по сравнению со своими соседями. Числа нейтронов или протонов, соответствующие заполненным оболочкам, были названы магическими числами. Это числа : 2, 8, 20, 28, 50, 82 и 126. Первые шесть чисел одинаковы для нейтронов и протонов. Число 126 соответствует заполненной нейтронной оболочке. Эти магические числа были получены для ядер вблизи долины стабильности. В том случае, когда число нейтронов N или число протонов Z равно одному из магических чисел, ядро называется магическим. В том случае, когда и N и Z равно магическому числу, ядра являются дважды магическими. Ядра 4He, 16O, 40Ca являются самосопряженными магическими ядрами. Ядро 40Ca - самое тяжелое стабильное ядро с N = Z. После 40Ca все известные ядра с N = Z являются протоноизбыточными и распадаются в результате +-распада и e-захвата. В настоящее время в связи с повышением точности экспериментов и появлением новых экспериментальных данных наряду с этими магическими числами наблюдают повышенную стабильность ядер с числами нейтронов или протонов N, Z = 14, 40, 64, что соответствует заполнению ядерных подоболочек. Эти числа иногда называют полумагическими....Оболочка Z=8 Ядро 16O является легчайшим (за исключением ядра 4He) дважды магическим стабильным ядром с N = Z = 8. Полумагическое число N = 14 соответствует заполнению подоболочки 1d5/2.Поиск устойчивого по отношению к нуклонному распаду ядра 22O был выполнен в ряде лабораторий. Однако результат оказался отрицательным. Хотя для соседнего четно-четного ядра 24Ne (Z = 10, N = 14) энергия первого уровня 2+ возрастает на 50% по сравнению с соседними ядрами, что свидетельствует о заполненности в этом ядре подоболочки N = 14. Для тяжелых изотопов кислорода можно также ожидать повышенную стабильность для дважды магического изотопа 28O (Z = 8, N = 20). Наиболее тяжелый изотоп кислорода, обнаруженный на сегодняшний день, 24O. Эта ситуация выглядит интригующей, так как обнаружены связанные состояния изотопов ядра (Z = 9) - 29F (N = 20) и даже 31F (N = 22). Одно из возможных объяснений состоит в том, что ядра этой области деформированы. Деформация является дополнительной степенью свободы для образования связанных состояний. Впервые эффект деформации ядер с N = 20, имеющих большой нейтронный избыток, наблюдался для ядра 32Mg (Z = 12, N = 20). Аномальное поведение зависимости энергии отделения двух нейтронов в районе N = 20 было обнаружено на нейтроноизбыточных изотопах Na (Z = 11).Эта аномалия поведения энергии отделения двух нейтронов качественно объясняеться дефформацией ядер в этой области N-Z диаграммы. Вывод,к-рый можно сделать из более детального анализа большого количества экспериментальных данных для ядер с N = 20, состоит в следующем. Ядра с N = 20, имеющие большой нейтронный избыток, перестают быть сферически симметричными. Аналогичная ситуация имеет место и в ядре 44S (Z = 16, N = 28), для которого исчезают особенности, связанные с заполненностью оболочки N = 28. Однако проблема существования магических чисел N = 20 и N = 28 в сильно нейтронно-избыточных ядрах требует дальнейшего исследования. Необходимо более детально исследовать смещение протонных уровней 1d3/2 и 2s1/2 по мере заполнения нейтронных оболочек при увеличении числа нейтронов от N = 20 до N = 28. Для легких ядер получена обширная спектроскопическая информация о массах изотопов, спинах и четностях основных и возбужденных состояний ядер, их каналах распада. Для легких ядер с N = Z (Z < 20) выполнено большое количество расчетов и они являются основой для проверки моделей, описывающих ядерную структуру. В первую очередь это относится к дважды магическим ядрам. Дважды магические ядра с N = Z сферически симметричны. Для N = Z ядер, имеющих значение Z между магическими числами, наблюдается деформация в основном состоянии. При этом деформация за счет протонов и нейтронов взаимно усиливается. Например, значительная деформация наблюдается у ядра 24Mg (N = Z = 12). Сильная деформация предсказывается для ядра с N = Z = 40. При этом форма ядра меняется от сплюснутого элипсоида к вытянутому. Изотопы Ni (Z=28) Цепочка изотопов никеля включают в себя несколько дважды магических изотопов - 48Ni (Z = 28, N = 20), 56Ni (N = 28), 78Ni (N=50) и изотоп 68Ni, соответствующий заполнению подоболочки N = 40. Существование ядра 48Ni свидетельствует о стабилизирующей роли оболочки N = 20 в нейтронодефицитных ядрах. Расчеты показывают, что оболочечные эффекты составляют ~1.5 МэВ. Изотопы 48Ni (Z = 28, N = 20) и 48Ca (Z = 20, N = 28) представляют уникальный случай зеркальных дважды магических ядер. Детальное исследование свойств этих ядер дает возможность изучить проявление зеркальной симметрии в дважды магических ядрах. Энергии возбуждения первого 2+ уровня в изотопах хрома (Z = 24), железа (Z = 26), никеля (Z = 28) и цинка (Z = 30) показаны на рис. 8.2. Для всех изотопов отчетливо наблюдается эффект заполнения оболочки N = 28. В отличие от N = 28 эффект заполнения подоболочки N = 40 отчетливо виден лишь для 68Ni.Эффект полумагического числа Z = 40 отчетливо проявляется как при N = 50, так и при N = 48 и 52. То есть наблюдается относительно большая устойчивость подоболочки Z = 40 по сравнению с подоболочкой N = 40. В этой связи большой интерес представляет исследование дважды полумагического ядра 80Zr (N = Z = 40). Было установлено, что оно сильно деформировано и представляет вытянутый эллипсоид с = 0.4. Вращательный спектр этого ядра хорошо описывается в оболочечной модели в предположении сильного смешивания оболочек 1f2p и 1g2d3s. Смешивание оболочек приводит к их сильному вырождению и проявляется в сосуществовании деформированных состояний, соответствующих вытянутому и сплюснутому эллипсоиду. Объяснение столь сильного нарушения сферической симметрии состоит в том, что ядра с числом нуклонов N, Z = 38 образуют устойчивые деформированные состояния и имеют большую энергетическую щель. Ядро 76Sr (N = Z = 38) также сильно деформировано в основном состоянии. Аналогичная ситуация имеет место и для дважды магических супер деформированных ядер 122Ce (Z = 58, N = 64) и 152Dy (Z = 66, N = 86). То есть в данном случае образуется некоторый аналог магических чисел - магические деформированные числа, соответствующие образованию особо устойчивых деформированных состояний. Экспериментальная информация о ядре 78Ni до конца неясна, однако имеющиеся данные по-видимому свидетельствуют о том, что это дважды магическое сферическое ядро. Оболочки Z=50, N=50 Самым тяжелым дважды магическим ядром с N = Z, известным в настоящее время, является радиоактивный изотоп 100Sn (Z = 50). Это последнее дважды магическое ядро с N = Z. Согласно существующим моделям все более тяжелые дважды магические ядра с N = Z нестабильны относительно испускания частиц из основного состояния. Магичность оболочки Z=50 подтверждается большим числом изотопов олова и удивительной стабильностью положения первого 2+ уровня в изотопах 104Sn-130Sn. Энергия этого уровня варьируется в пределах меньше 10% при средней энергии ~1.2 МэВ. Наблюдается конкуренция между сферической формой основного состояния ядра и его деформацией в возбужденном состоянии. Смещение первого 2+ уровня в область более высоких энергий (E4 МэВ) в дважды магическом ядре 132Sn (Z = 50, N = 82) свидетельствует о том, что эффект заполнения оболочки Z = 50 сохраняется и в этом ядре, сильно перегруженном нейтронами. Дважды магическое самосопряженное ядро 100Sn (N = Z = 50) в настоящее время детально исследуется с двумя соседями 98Cd и 102Sn как примеры систем двух протонных дырок и двух нейтронов над самосопряженным дважды магическим ядром 100Sn. Несомненный интерес представляет обнаружение и изучение свойств самого тяжелого дважды магического ядра 100Sn с N = Z= 50. Ядро 100Sn было получено и идентифицировано в двух независимых экспериментах. Интерес это представляет по след. причинам:-в ядре 100Sn последняя заполненная подоболочка по протонам и нейтронам 1g9/2, для ядер вблизи N = Z = 50 с большой вероятностью ожидаются распады с испусканием -частиц и нуклонов. Бета-распад ядер в этой области будет происходить в результате сверхразрешенного перехода Гамова - Теллера пg9/2->vg9/2Бета-распад ядра 100Sn происходит в результате сверхразрешенного перехода Гамова - Теллера на состояние 1+ ядра 100In с энергией возбуждения в области ~ 2.5 МэВ. В то время как для соседних ядер должны наблюдаться более сложные ,бета(в)распады, фрагментирующие по большому числу состояний конечного ядра. Так при распаде четно-четного ядра 98Cd наблюдается сильная фрагментация 1+ состояний в области энергий 1.7-2.5 МэВ соседнего нечетно-нечетного ядра 98Ag. Распад четно-нечетного ядра 105Sn происходит на большое число состояний с энергиями ~3.3 МэВ в соседнем ядре 105In. Природу этих состояний можно описать связью нечетного d5/2 нейтрона с Гаммов - Теллеровской парой в состоянии 1+ (пg(-1)9/2vg7/2)....Аналогичная ситуация предсказывается для распадов 101,103Sn.Расчеты в целом достаточно хорошо описывают особенности распада ядер в этой области, в частности, периоды в-распада, однако требуют дальнейших исследований распадов с испусканием протонов и альфа частиц. Распады 100Sn с испусканием -частиц не обнаружены. Теоретические оценки предсказывают для веростности распада с испусканием протонов < 10-4. Экспериментально полученные оценки для этого распада < 20%. Изотопы свинца Особый интерес представляют изотопы свинца Pb (Z=82). Изучая изотопы свинца, можно проследить как влияет заполнение нейтронами подоболочек в районе N=126 на свойства атомных ядер. 208Pb самое тяжелое дважды магическое стабильное ядро (Z = 82, N = 126). В настоящее время получена обширная информация о 32 изотопах свинца от самого легкого 178Pb (N = 96) до самого тяжелого 214Pb (N = 132). В легких изотопах свинца наблюдается очень интересное явление - конкуренция сферической формы в основном состоянии ядра с деформированными низколежащими состояниями. Так, в изотопе свинца 186Pb (N=104), что находится как раз по середине между магическими числами N = 82 и N = 126 наблюдается довольно уникальная ситуация. Основное состояние и первые два возбужденных состояния соответствуют трем различным макроскопическим состояниям: сферически симметричному, сплюснутому эллипсоиду и вытянутому эллипсоиду...Особенности возбуждённых состояний атомных ядер можно объяснить в рамках оболочечной модели с усредненным потенциалом и остаточным взаимодействием между валентными нуклонами. Остаточное взаимодействие нуклонов вне замкнутых оболочек можно представить как линейную комбинацию двухчастичных взаимодействий. Наиболее простым с точки зрения интерпретации экспериментальных данных является случай, когда количество нуклонов или дырок сверх заполненных оболочек равно двум. Рассмотрим это на примере ядер вблизи дважды магического ядра 208Pb (Z = 82, N = 126). Данные о природе возбужденных состояний в ядрах 208Pb + n, 208Pb + p получены из анализа возбужденных состояний ядер 207Pb, 209Pb, 207Tl, 209Bi в реакциях срыва или подхвата одного нуклона. Последовательности заполнения частичных и дырочных протонных и нейтронных состояний вблизи ядра 208Pb ...Схема возбужденных состояний ядер 209Pb и 209Bi, отличающихся от дважды магического ядра 208Pb добавлением одного нейтрона и одного протона....Взаимодействие восемьдесятьтретьего протона в ядре 209Bi в состоянии h9/2 с вибрационным состоянием 3- (E*~2.6 МэВ) приводит к появлению мультиплета состояний 3/2, 5/2, …15/2 положительной четности, расположенных в области энергии возбуждения состояния 3-. Взаимодействие восемьдесятьтретьего протона с возбужденными состояниями остова JP = 5-, 2+, 4+ приводит к появлению мультиплетов состояний [208Pb(5-)·h9/2], [208Pb(2+)·h9/2], [208Pb(4+)·h9/2] с расстоянием между отдельными уровнями порядка десятка кэВ. Аналогичная ситуация имеет место и для изотопов 207Pb, 207Tl и 209Pb....Взаимодействие между протонами над остовом 208Pb приводит к тому, что эти состояния расщепляются образуя мультиплеты. (h9/2)(2 )-> 0+, 2+, 4+, 8+; (h9/2f7/2)-> 1+, 2+, 3+, 4+, 5+, 6+, 7+, 8+; (h9/2j13/2) -> 2-, 3-, 4-, 5-, 6-, 7-, 8-, 9-, 10-,11 Ядра с N = Z Большой интерес представляет изучение свойств ядер, имеющих одинаковое число нейтронов и протонов. В случае легких ядер это, как правило, ядра, расположенные вблизи долины стабильности. При N=Z проявляется эффект n-n и p-p спаривания. По мере продвижения к большим Z величина энергии связи (отделения) нейтронов для ядер с N = Z практически не меняется (epsilon n~13-15 МэВ), в то время как энергия отделения протнов epsilonp уменьшается до 2-3 МэВ для Z~40. Уменьшение величины epsilon p это обуславливаеться с приближением к границе протонной стабильности. Но несмотря на то,что при увеличении Z для ядер с N = Z происходит уменьшение глубины потенциальной ямы для протонов вплоть до Z = 30, не наблюдается различий в заполнении протонных и нейтронных уровней. В табл. 8.3 приведены значения спинов и четностей основных состояний ядер с (Z, N+1) и (Z+1, N), отличающихся от ядер с N = Z добавлением одного нейтрона (протона) (N и Z четные). Совпадение значений спинов и четностей для ядер, имеющих один неспаренный нейтрон или протон, свидетельствует в пользу того, что неспаренные частицы находятся в одинаковых одночастичных состояниях в протонной и нейтронной ямах. Простейшие оболочечные модели хорошо предсказывают экспериментально наблюдаемые значения спинов и четностей.Энергии спаривания нейтронов и протонов могут быть получены из данных по энергиям связи ядер. На рис. 8.13 приведены значения энергии n-p-спаривания для нечетно-нечетных ядер с N = Z и для нечетно-нечетных ядер с N = Z +2. В случае легких ядер различие в энергиях n-p-спаривания составляет ~ 3-4 МэВ и уменьшается до 1.0-1.5 МэВ для ядер с Z = 30. Уменьшение величины n-p-спаривания можно объяснить за счет различия в орбитальных моментах спаривающихся нейтронов и протонов.Фундоментальной проблемой современной ядерки являеться исследование различий во взаимодействии двух свободных нуклонов и их взаимодействия в ядерной среде .....(не шокируйтесь, там много сокращений)

User pointofnoreturn, 28.07.2008 23:07 (#)

РЕАКЦИИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ НЕЙТРОНОВ. s-ПРОЦЕСС( пока досвидание, может ещё поговорим, когда будет время)

Распространенность элементов, расположенных в области за железом, относительно слабо зависит от массового числа A. Это свидетельствует об изменении механизма образования этих элементов. Образование этих элементов в результате взаимодействия заряженных частиц сильно подавлено из-за кулоновского барьера. Фактор, к-рый также необходимо принять во внимание, состоит в том, что большинство тяжелых элементов являются в-радиоактивными. По современным представлениям тяжелые элементы образуются в реакциях захвата нейтронов. Обычно различают быстрый (r) и медленный (s) процессы захвата нейтронов (от английских слов rapid и slow). Эти два механизма различаются отношением скорости захвата нейтронов (реакция (n,у )) к скорости в-распада. При условии taub/tau(n,y)<<1в цепочку процессов образования тяжелых элементов будут вовлечены только стабильные и -радиоактивные ядра с большими периодами полураспада. То есть образование элементов будет происходить вдоль долины b-стабильности. Нейтроны добавляются к ядрам последовательно. При этом могут образоваться только сравнительно устойчивые ядра. Ядра с малыми периодами полураспада исчезают раньше, чем они успевают захватить следующий нейтрон. Поэтому ясно, что образование тяжелых элементов должно заканчиваться свинцом и висмутом. На рис. 29 показана схема образования тяжелых элементов в s-процессе. В s-процесс вовлечены также некоторые b--радиоактивные ядра, имеющие большой период полураспада. За исходное ядро взято 56Fe. Показаны изотопы, которые могут образоваться при медленном захвате нейтронов от Z = 26 (Fe) до Z = 33 (As). По современным представлениям примерно половина наблюдаемого количества элементов с A > 60 образуется в результате s-процесса.S-процесс происходит в оболочках красных гигантов, там идёт реакция медленного захвата нейтронов, зависит от соотношения скоростей процессов бета-распада и захвата нейтронов.При условии taub/tau(n,y)>>1в процесс образования тяжелых элементов будет дополнительно вовлечено большое количество bрадиоактивных элементов с короткими периодами полураспада (так называемое "образование r-элементов”). Для того, чтобы в звездах эффективно протекал s-процесс необходимы определенные условия. 1. Температура вещества T должна быть больше 108 K для того, чтобы могли происходить ядерные реакции с образованием нейтронов. 2. Плотность нейтронов должна превышать 10(10) см-3. 3. Условия 1 и 2 должны существовать в звезде в течение достаточно продолжительного времени (больше 103 лет), чтобы путем последовательного захвата нейтронов могли образовываться тяжелые ядра. 4. Продукты s-процесса должны эффективно выноситься во внешнюю оболочку звезды и попадать в межзвездную среду без дальнейших ядерных реакций....В настоящее время общепризнанно, что многие ядра тяжелее железа, включая все ядра тяжелее 209Bi, образуются в r-процессе путем быстрого последовательного захвата большого количества нейтронов. Главное условие - скорость захвата нейтронов должна быть больше скорости -распада. Основной механизм захвата нейтронов - реакция (n,y)Захват нейтронов происходит до тех пор, пока скорость реакции (n,y) не станет меньше скорости распада изотопа. Образующееся ядро распадается затем в результате --распада и вновь начинается последовательный захват нейтронов. Линия, вдоль которой происходит образование ядер в r-процессе, смещена от дорожки стабильности в направлении нейтронноизбыточных изотопов в направлении нейтронноизбыточных изотопов если в последовательной цепочке ядер образуется ядро, распадающееся в результате alfa распада или деления. Считается, что высокие концентрации нейтронов, необходимые для r-процесса, образуются при вспышках сверхновых звезд....Есть разные предположения в отношении r-процесса:1)Ударная волна, образующаяся при взрыве сверхновой, проходя по гелиевому и неоновому слоям, вызывает реакцию 22Ne25Mg с требуемой концентрацией нейтронов.2)Представляет интерес механизм образования тяжелых элементов в ходе r - процеса в центральной части массивной звезды, находящейся в стадии предсверхновой. Центральная часть звезды содержит большое количество нейтронов и альфа частиц, образующихся при фоторасщеплении железа 56Fe- >13alfa+ 4n на заключительной стадии эволюции. В центре звезды создаются условия для взрывного синтеза элементов. В связи с тем, что плотность вещества сравнима с плотностью ядерной материи, существенную роль будут играть многочастичные ядерные реакции слияния нескольких alfa частиц и нуклонов типа: a+a+a,a+a+a+n,a+a+a+nПри этом легко преодолевается область нестабильных ядер с A = 5 и 8. В результате этих многочастичных реакций в условиях высокой плотности возникают ядра в районе железного пика, на которых и будет происходить r-процесс......

User pointofnoreturn, 29.07.2008 07:03 (#)

N-Z диаграмма.Границы нуклонной стабильности.Запаздывающие частицы и.т.д.

Для стабильных ядер характерно вполне определенное значение N/Z, определяемое равновесием ядерных и кулоновских сил в ядре.Область расположения стабильных ядер обычно называют долиной стабильности. Для ядер долины стабильности характерно следующее отношение числа нейтронов к числу протонов: N/Z = 0.98 + 0.015·A(2/3), где A= N + Z – массовое число. Легкие стабильные ядра (А < 40) имеют приблизительно равные числа нейтронов и протонов. В области более тяжелых ядер отношение числа нейтронов к числу протонов начинает возрастать и достигает величины 1.6 в районе А=250. Это изменение легко понять, если учесть короткодействующий характер ядерных сил и возрастающую роль кулоновского взаимодействия протонов с ростом А. Тяжелые ядра оказываются энергетически более устойчивыми, если содержат большее число нейтронов N по сравнению с числом протонов Z. С левой стороны диаграммы находятся ядра, перегруженные протонами (протоноизбыточные ядра), справа - ядра, перегруженные нейтронами (нейтроноизбыточные ядра).Границы нуклонной стабильности:Связанное состояние ядра определяется как состояние, связанное относительно испускания нейтронов или протонов, т.е. считается, что атомное ядро существует, если оно не испускает нуклоны из основного состояния. Линия Bp = 0 (Bp - энергия отделения протона) ограничивает область существования атомных ядер слева (proton drip-line). Линия Bn = 0 (Bn - энергия отделения нейтрона) - справа (neutron drip-line). Вне этих границ атомные ядра существовать не могут, так как они распадаются за характерное ядерное время (~ 10(-23))с испусканием одного или нескольких нуклонов. Если среднее время жизни ядра т(тау,tau)< 10-22 с, обычно считается, что ядра не существует. Характерные времена жизни для радиоактивных ядер т > 10-14 c. Времена жизни ядер, обусловленные испусканием нуклонов 10(-23) с < т <10(-20 )c. Ядра, имеющие такие времена жизни, обычно наблюдаются в виде резонансов в сечениях ядерных реакций. Среднее время жизни т ядра и ширина резонанса Г связаны соотношением;т= h/Г=т[c]= 6.6·10(-22)/Г[МэВ]. Рассчитать границы нуклонной стабильности довольно сложно, т.к. точность, с к-рой оцениваются энергии связи ядер (несколько сотен кэВ), недостаточна для того, чтобы определить будет ли ядро , бета -радиоактивным или оно будет распадаться с испусканием нуклона. Поэтому точность предсказания границы существования атомных ядер для отдельных элементов может составлять 4-5 единиц по A. В первую очередь это относится к границе нейтронной стабильности. Кулоновское взаимодействие протонов делает невозможным существование ядер, сильно перегруженных протонами. Для легчайших ядер граница Bp = 0 проходит довольно близко от долины стабильности. Потенциальный барьер, обусловленный кулоновским взаимодействием и орбитальным моментом вылетающего из ядра нуклона, может привести к увеличению времени жизни ядерной системы и несколько сдвинуть границу существования атомных ядер. Увеличение заряда ядра приводит к увеличению кулоновского барьера и соответственно к увеличению периода полураспада ядра. Увеличение времени жизни нейтроноизбыточных ядер с Bn > 0 и B2n > 0 может происходить как из-за центробежного барьера для нейтронов, вылетающих из ядра с ненулевым орбитальным моментом, так и из-за действия правил отбора по изоспину. В результате действия этих факторов время жизни Запаздывающие частицы По мере удаления от долины бета-стабильности происходит увеличение энергии бета-распада и уменьшение энергии отделения нуклонов. Начиная с энергий бета-распада, больших, чем энергии отделения нуклонов, либо фрагментов ядра, становится возможным испускание запаздывающих частиц.... Испускание запаздывающих частиц – двухстадийный процесс. На первой стадии происходит -распад. При этом дочернее ядро может образовываться в возбужденном состоянии. На второй стадии происходит распад ядра из возбужденного состояния с испусканием нейтронов, протонов и более тяжелых ядер. Было обнаружено запаздывающее деление ядра. Частицы, испускаемые в таких процессах, называются запаздывающими, так как период полураспада, наблюдаемый путем регистрации конечных продуктов, будет определяться времнем предшествующего бета-распада.Типы распада;1)Запаздывающие альфа-частицы 2)Запаздывающие нейтроны 3)Запаздывающие протоны 4)Запаздывающее деление 5)Запаздывающее испускание двух нейтронов 6)Запаздывающее испускание трех нейтронов 7)Запаздывающее испускание двух протонов 8)Запаздывающие тритоны Сверхтяжелые атомные ядра В правом верхнем углу N – Z диаграммы расположена интенсивно исследуемая в настоящее время область сверхтяжелых атомных ядер. Открытие и исследование сверхтяжелых атомных ядер с Z = 109-118 показывает, что в этой области ядер существенную роль в повышении их стабильности играют ядерные оболочки. Достаточно хорошее согласие теоретических расчетов с полученными в последнее время экспериментальными данными позволяет прогнозировать существование острова стабильности в районе Z = 110-114 и N = 178-184. Трудность проникновения на остров стабильности связана с тем, что нет комбинации соответствующих ядер, использование которых в качестве мишени и налетающей частицы позволили бы попасть в центр острова стабильности.Фундаментальная проблема ядерной физики - получение и изучение свойств ядер, находящихся в экстремальном состоянии - экзотических ядер. Это ядра, имеющие большой угловой момент ("бешено" вращающиеся ядра), высокую энергию возбуждения ("горячие" ядра), сильнодеформированные ядра (супер- и гипердеформация, ядра с необычной конфигурацией), ядра с аномально высоким числом нейтронов или протонов (нейтроноизбыточные и протоноизбыточные ядра), сверхтяж лые ядра с числом протонов Z > 110. Изучение свойств ядерной материи в экстремальных состояниях дает информацию о свойствах микромира и позволяет моделировать различные процессы, происходящие во Вселенной. ( в природе их фактически не наблюдают).Образование редких (с относительно низким содержаниемнейтронов) изотопов тяжелых элементов, к-рые не могли сформироваться в процессе последовательного присоединения нейтронов (откуда и термин обойденные ядра), возможно только на последней, катастрофической стадииэволюции массивных звезд либо под действием потока нейтринного излучения от коллапсирующего ядра звезды, либо в к.-л. др. ненеравновесных процессах.В лабораторных условиях получать ядра вблизи предела стабильности сложно из-за малых сечений образования этих ядер и коротких периодов полураспада. В настоящее время методы сепарации и детектирования образующихся в результате ядерных реакций экзотических ядер достигли такого совершенства, что основные характеристики атомных ядер: масса, период полураспада, основные моды распада - могут быть получены на основе анализа небольшого их числа. Метод сепарации на лету позволяет получать моноизотопные пучки ядер вплоть до урана независимо от их химических свойств. Появились новые экспериментальные методы изучения свойств атомных ядер - комбинации ускорителей с ионными ловушками для низкоэнергетических ионов и накопительные кольца для ионов низких и средних энергий. Существенный прогресс в изучении ядер с необычным отношением N/Z - экзотических ядер - связан с возможностью накопления высокоэнергетических вторичных пучков радиоактивных ядер и изучения реакций на этих пучках. Ядерная периферия:Сохраняется ли отношение N/Z, характерное для центральной области ядра, таким же для периферии ядра или наблюдается изменение этого отношения в пользу нейтронов, или протонов? Заключение, сделанное Вилкинсоном на основе различных оценок, состояло в следующем – периферия атомных ядер обогащена нейтронами. Первые эксперименты не дали однозначного ответа на этот вопрос. Длительные поиски избыточных нейтронов в поверхностном слое ядер 48Ca и 208Pb, расположенных в долине стабильности, оказались безрезультатными. В экспериментах с ядрами, сильно перегруженными нейтронами или протонами, впервые удалось обнаружить различие в распределении нейтронов и протонов в поверхностном слое ядра. В частности, оказалось, что в отличие от ядер, расположенных вблизи долины стабильности, в экзотических ядрах зарядовое и массовое пространственные распределения не совпадают. Были обнаружены гало-ядра, имеющие пространственное распределение ядерной материи, существенно превышающее обычные размеры атомных ядер R = 1.3A(1/3). Этот результат стимулировал развитие новых методов исследования ядерной периферии и для ядер долины стабильности. В экспериментах с аннигиляцией медленных антипротонов было показано, что для этой области ядер величина отношения N/Z на периферии ядра зависит от энергии связи нейтронов. Другая интенсивно исследуемая проблема – как проявляются обнаруженные для ядер долины стабильности магические числа в экзотических ядрах. В области ядер N = 20 неожиданной оказалась нестабильность дважды магического ядра 28O (Z = 8, N = 20). Исследование распадных характеристик ядер вблизи 44S дали первую информацию о существовании деформированных ядер с N = 28. Были получены ядра 45Fe, 49Ni с экстремальным отношением N/Z. Получено самое тяжелое дважды магическое самосопряженное ядро 100Sn (Z = N = 50). Эти новые неожиданные явления, обнаруженные для экзотических ядер, приводят к новому взгляду на атомные ядра, позволяют глубже понять ядерную динамику, что делает экзотические ядра предметом приоритетных исследований.

User pointofnoreturn, 29.07.2008 07:29 (#)

Апертурный синтез.Интерферометрия.Инфракрасная астрономия

http://www.astronet.ru/db/msg/1172521 http://www.astronet.ru/db/msg/1188294 http://www.astronet.ru/db/msg/1188291

User pointofnoreturn, 29.07.2008 08:04 (#)

В линке:"Идентификация абсорбции спектра Сверхновой I типа"и"Фотометрия звезд в тесных полях"

http://www.astronet.ru/db/msg/1211267 http://www.astronet.ru/db/msg/1169703 http://www.astronet.ru/db/msg/1163084 -это называеться "Вид Вселенной с "заднего двора" Описываемая в тексте SN-тноситься,разумееться к SN-I типа(в случае сверхновых I типа вспыхивают очень старые звезды, масса к-рых лишь немного превышает массу Сола,а про бурый карлик,есть в линке в первом посте,там есть и о связи этого космического объекта с тёмной материей,тоже внутри линка,кому интересно , может поискать)),как она образовалась, в тексте подробно описываеться....

User pointofnoreturn, 29.07.2008 08:30 (#)

Ещё,чтоб "найти" и правильно интерпретировать событие нужно чётко определить координаты:

User pointofnoreturn, 29.07.2008 09:05 (#)

в линке-тема, к тексту не относящаяся, но кое. что подсказывающая;-))

http://www.astronet.ru/db/msg/1174998 И ещё, чтоб чётко интерпритировать ,происходящее событие используют, в настоящее время,эхолокацию.Всякий наблюдатель может определить, где и когда произошло какое-нибудь событие, методом радиолокации, послав световой импульс или импульс радиоизлучения. Часть посланного сигнала в конце пути отразится назад, и наблюдатель измерит время возврата эхо-сигнала. Временем события будет середина интервала между посылкой сигнала и его возвращением: расстояние до события равно половине времени, затраченного на прохождение туда и обратно, умноженной на скорость света.Дополнительной проверкой теории относительности, в наше время служат"небольшая звезда и и большой радиотелескоп". ..Но первое, что используют астрономы-это геометрическая оптика. Астрономы наблюдают наблюдают электромагнитное излучение (свет) небесных источников в различных диапазонах спектра и важными параметрами являються направление прихода света, его частота, а также иногда интенсивность.. Поэтому работают с основным параметром характеризующими излучение в пределе геометрической оптики - волновым вектором излучения. Направление прихода лучей света и его частота в специальной теории относительности объединяются в единый вектор - 4 импульс фотона. Поэтому одной из основных задач для астраномов являеться вывод уравнений редукции и их решения для четырехмерного вектора импульса фотона. .....

тогедер 29.07.2008 11:53 (#)

ландавшиц и то понятнее
чо сказать-то хотел, умник?

User pointofnoreturn, 29.07.2008 12:29 (#)

Пространственно-временные масштабы в астрофизике:Диапазон временных шкал и расстояний,в данном случае очень широк Из-за конечности скорости света с существует фундаментальное соотношение между характерными масштабами l рассматриваемого явления и характерным минимальныим временем tmin на к-ром можно ожидать перемености электромагнитного излучения, порождаемого на этом масштабе:tmin=l/c . Другой важнейшей характеристикой любого астрофизического объекта является его масса M . В каждом конкретном случае (например, звезда, планета, галактика) массе можно поставить в соответствие характерный масштаб l , Минимальный размер ,lmin соответствующий макроскопической массе , определяется гравитационным взаимодействием и по порядку величины равен гравитационному радиусу :lmin~Rg=2GM/c(2)(Mo/M),G~6.67X 10(-8) [см/(c г)] - постоянная тяготения Ньютона, а масса выражается в массах Сола. До тех пор, пока размер изучаемого объекта велик по сравнению с его гравитационным радиусом:R/Rg<<1, для описания физических процессов достаточно Ньютоновской физики. Когда:R/Rg>>1важными и даже определяющими становятся релятивистские эффекты (эффекты ОТО). Если рассматриваються Вселенная(для неё характерен радиус Rg~c/Ho ~ Хабаловский радиус Вселенной(Но- современное значение постоянной Хаббла), то и там разумееться всё рассматриваеться в рамках релятивистской теории (ОТО). 1. Естественной мерой расстояний в Солнечной системе служит астрономическая единица (AE). Одна астрономическая единица =1.5Х10(13)~500 св сек... большая полуось земной орбиты. Измеряется по суточному параллаксу Солнца. Можно предложить другой способ измерения расстояния до Солнца, основанный только на астрономических измерениях - по наблюдению годичной аберрации звезд: из-за конечности скорости света положение любого источника (звезды), измеряемого наблюдателем, движущимся со скоростью v, смещается на угол ета большое (Q)tanQ~v/c. Следовательно, за время одного оборота Земли вокруг Солнца (год) любая звезда на небе описывает эллипс, большая полуось которого выраженная в радианах есть Q=v/c... Зная с и, полагая орбиту Земли круговой определяют астрономическую единицу. Ввиду малости v/с в нашей планетной системе релятивистские поправки несущественны. Весь вопрос в том, с какой точностью измерять астроном единицу Характерный размер Солнечной системы -- 40 А.Е. Это расстояние примерно соответствует большой полуоси орбиты Плутона. Там же располагается т.н. пояс Койпера - второй пояс астероидов. Современная проницающая способность крупных телескопов (например, космический телескоп им. Хаббла или 10-м телескоп им. У.Кека) позволяет регистрировать на таком расстоянии отраженный свет Солнца от тел с размерами в несколько десятков километров. 2. Переходя к звездам Галактики, становится удобнее пользоваться другой единицей -- парсеком. Парсек - это такое расстояние, с которого большая полуось земной орбиты видна под углом . Из-за годичного движения Земли вокруг Солнца положение светила, находящегося на расстоянии 1 парсек, будет смещаться на 1 угловую секунду. В астрономии это явление называют годичным параллаксом, отсюда и название единицы расстояния -- парсек = параллакс- в- секунду.Характерные расстояния до ближайших звезд - несколько парсек Расстояние от Солнца до центра Галактики оценивается в ~8 Размер типичной галактики ~10-20 кпк. Расстояния до ближайших галактик -- сотни килопарсек и мегапарсеки и.т.д.Вселенная становится в среднем однородной и изотропной на характерных расстояниях ~100Мпк. Однородность на масштабах порядка deltaL означает, что средняя плотность вещества в ячейках с размером deltaL( по др deltaL(3))одинакова независимо от выбранной наугад области. Хаббловский радиус (горизонт событий для любого наблюдателя) определяется как (современный возраст Вселенной )Х скорость света...Так же в астрофизике приходиться пользоваться и очень маленькими расстояниями .Потому,что основная информация об астрофизических источниках получается из измерения потока электромагнитного излучения от различных объектов (ниже мы также будем рассмтаривать излучение нейтрино и гравитационных волн), а излучение рождается на микроскопическом уровне при квантовых переходах в атомах (связанно-связанные переходы), при фотоэффекте (свободно-связанные переходы), при ускоренном движении заряженных частиц в вакууме (тормозное, или свободно-свободное излучение) или в магнитном поле (циклотронное или, в случае релятивистских частиц, синхротронное излучение). 1классический радиус электрона le=e(2)/mec(2)~2.8X10(-13)cм ,2)комптоновская длина волны электрона электрона ле =h/mec~3.8x10(-11)см 3)радиус первой боровской орбиты ао=h(2)/mexe(2)~^e/a~5.3x10(-9)(a=e(2)/hc~1/137постоянная тонкой структуры). Характерный размер атома порядка нескольких размеров боровских орбит и составляет ~10(-8)(ля таких расстояний общеупотребительна внесистемная единица - 1 Ангстрем=10(-8))Показательно, что характерная длина волны квантов, излучаемых атомами при связанно-связанных переходах, много больше размеров самих атомов. Энергия связи электрона в атоме водорода (постоянная Ридберга) Eb=a(2)mec(2)/2=13.6эВ a при переходах с верхнего уровня на нижний фотон приобретает энергию порядка энергии связи электрона, дельта Е~Ев откуда немедленно получаем характерную длину волны видимого света лопт=hc/deltaE~2пао/а~1000ao т.е. сотни и тысячи Ангстрем. Времена:1)Время жизни атома в возбужденном состоянии ~10(-8)c2)Сутки (период обращения Земли вокруг оси) 24ч~10(5)c 3)Период обращения Земли вокруг Солнца 1год пх10(7)с 4)Период обращения Солнца вокруг центра Галактики ~250 млн лет 5)Характерное время жизни звезды типа Солнца эта(n)deltaMc(2)/Lo~10(10)(n-эффективность ядерных реакций превращения водорода в гелий в центре Солa)6)Cовременный возраст Вселенной (Хаббловский возраст) по порядку величины равен обратному значению постоянной Хаббла tmax=tH~1/Ho~1.5X10(10) лет( и.т.д.)

User pointofnoreturn, 29.07.2008 13:07 (#)

Чандрасекара предел:

http://www.astronet.ru/db/msg/1188234 При увеличении плотности вещества (р>10(6)/см(3)электроны становятся релятивистскими, их давление Р->Kp(4/3), и из уравнения гидростатического равновесия находим, что равновесие возможно только при одной массе (предел Чандрасекара):Mch~(ch/Gmp(4/3))(3/2)*1/мю(2)=mp(mpl/mp)(3)~Npl.Там mplпланковская масса. N=((mpl/mp)(3)фундаментальное число барионов в типичной звезде ...Полное число барионов внутри сегодняшнего горизонта событий Ntot~(c/Ho)(3)omega b(большая) *(pc/mp)где полное число барионных объектов звездной массы внутри Хаббловского радиуса RH~(c/Ho)~10(28)....Если действию гравитации в звезде противостоит давление вырожденных нейтронов (нейтронная звезда), можно получить аналогичную предельную массу для нейтронной звезды (иногда ее называют пределом Оппенгеймера-Волкова, (Oppenheimer, Volkoff), к-рые в 1939 году рассмотрели строение простейшей нейтронной звезды, состоящей только из вырожденных нейтронов). В отличие от предела Чандрасекара, к-рый зависит только от химического состава вещества (этим определяется число электронов на один нуклон мюе)предел Оппенгеймера-Волкова зависит от точно неизвестного уравнения состояния материи при ядерных плотностях р>10(14)г/см. Современные расчеты покказывают, что для различных уравнений состояний этот предел находится в пределах ~1.4-3Mo и его определение является одной из фундаментальных задач физики нейтронных звезд.

User pointofnoreturn, 29.07.2008 14:07 (#)

Нейтронизация вещества и потеря устойчивости звезды.

Горение кремния Si32с образованием ядер,Fe56 , Fe58,Fe60,Ni62и т.д. замыкает цепочку термоядерных реакций в невырожденном ядре массивной звезды. . При высоких температурах и плотностях прямые и обратные ядерные реакции, идущие по электромагнитному каналу (с испусканием или поглощением фотона), находятся в равновесии (т.е. число прямых реакций в единицу времени равно числу обратных). Если бы ядро звезды было окружено адибатической оболочкой и не сжималось, то при достижении равновесных параметров в нем установилось бы ядерное статистическое равновесие и вещество представляло бы из себя смесь фотонов, нейтронов, альфа-частиц и ядер химических элементов, концентрация которых вычислялась бы по известным формулам статистической физики. Однако этого не происходит из-за того, что затрачиваемая на диссоциацию ядер энергия черпается из отрицательной потенциальной гравитационной энергии. При этом сжатие не сопровождается увеличением давления, как это было в случае устойчивой звезды, поскольку диссоциация ядер представляет из себя фазовый переход первого рода - энергия расходуется на изменение внутренних степеней свободы частиц, а не на увеличение энергии их трансляционного движения, которое определяет давление невырожденного газа. Поэтому из-за диссоциации ядер увеличение давления при росте плотности недостаточно для компенсации сил гравитации. Рост плотности сопровождается включением других физических процессов.Ядерная эволюция в недрах звезд сопровождается увеличением относительного содержания нейтронов: если в начале эволюции в веществе, состоящем на 75% из водорода и 25% из гелия, на 6 протонов приходится 1 нейтрон, то уже после образования гелия это соотношение уменьшается до 1:1. С ростом плотности и началом вырождения электроны приобретают из-за принципа Паули релятивистские скорости (уже при p>10(6) г/см ). Начиная с некоторой пороговой энергии электронов (энергии Ферми) становятся возможными процессы нейтронизации вещества: H3+e-->H3+ve, epsilonF=18 кэВ,р>10(6).He4+e--->H4+n+ve. epsilonF=20 кэВ р>10(11).Fe56+e-->Mn56+ve epsilonF=4 кэВ р>10(11).Бета--распад образующихся радиоактивных ядер запрещен принципом Паули, т.к. электроны вырождены и все возможные энергетические состояния заняты. Средняя энергия образующихся при электронном захвате нейтрино порядка энергии захвачиваемого электрона epsilonF~51.6(Yep12)(13) мэВ,гдеУ=ne/nbчисло электронов на барион на начало горения кремния, a p12=p/10(12)г/см(3)плотность. При нейтронизации упругость вырожденного вещества уменьшается, так как уменьшается концентрация электронов при сохранении плотности барионов (лептонный параметр Уе)(т.е. опять происходит фазовый переход 1-го рода), и эффективный показатель адиабаты вещества Г= dlogP/dlogp уменьшается с 5/3 до 4/3. А из теоремы вириала (или условия гидростатического равновесия звезды) известно, что при таком показателе нарушается механическая устойчивость звезды. Поэтому нейтронизация вещества является одним из основных физических процессов, поддерживающих коллапс ядер массивных звезд на поздних стадиях эволюции. Другая причина потери гидростатической устойчивости звезды - эффекты общей теории относительности: в ОТО давление вещества дает вклад в силу притяжения (образно говоря, давление "весит"), поэтому при больших плотностях и давлениях вырожденного газа эффекты ОТО приводят к дополнительным силам, стремящимся сжать звездное вещество. При нейтронизации вещества звезда очень быстро теряет устойчивость: потеря упругости приводит к сжатию и нагреву, но отрицательная теплоемкость обычных звезд здесь перестает срабатывать, так как давление газа, противодействующее сжатию, почти не зависит от температуры. Большая часть энергии от гравитационного сжатия уносится нейтрино, образующимися при нейтронизации, и даже если рост температуры при коллапсе снимает вырождение электронного газа, энергия продолжает уноситься антинейтрино в ходе процессов бета-распадов перегруженных нейтронами ядер. Необратимые потери энергии при прямых и обратных бета-распадах получили название УРКА-процессов (впервые рассмотрены Гамовым и Шенбергом). Объемные потери энергии при УРКА-процессах сильно зависят от температуры ...Qurca~8*10(11)p(T/10(9)K)(6)эрг/см(3)/с (Пинаев) а с учетом реакций, идущих через обмен нейтральным Z-бозоном e--->Zo--->e+ve+ve~ и +е+е---->ve+ve~Qurca~4*10(15)p(T/10(9)K)(9)эрг/см(3)/с (-1) Т.о. светимость звезды может возрастать....

User pointofnoreturn, 29.07.2008 15:07 (#)

Вспышки сверхновых

Вспышки сверхновых связаны либо с коллапсом ядер массивных звезд (т.н. вспышки SN II типа и типа Ibc), либо с термоядерным взрывом белых карликов ( в ншем случае карлик бурый?), твернее являються результатом эволюции тесной двойной Зв системы. По современным представлениям, в звездах с массой больше10Mo на главной последовательности термоядерная эволюция проходит в невырожденных условиях вплоть до образования самых устойчивых элементов группы железного (Fe, Ni, Co). Масса эволюционирующего ядра звезды слабо зависит от полной массы звезды и составляет около 2-2.5Mo даже для самых массивных звезд главной последовательности. Коллапс ядра инициируется нейтронизацией вещества, а в более массивных звездах появляются дополнительные причины неустойчивости - при температурах 5x10(10) К начинается фотодиссоциация ядер железа Fe56+y---->13He+4n-124.4 мэВ и при более высоких температурах - диссоциация гелия Не4--->2n+2p-26.21 мэВ Распад ядер требует значительных затрат энергии, т.к. представляет собой как бы всю цепочку термоядерных реакций синтеза водорода в железо, но идущую в обратном порядке, не с выделением, а с поглощением энергии. Вещество теряет упругость, ядро сжимается, температура возрастает, но все же не так быстро, чтобы приостановить сжатие. Большая часть выделяемой при сжатии энергии уносится нейтрино. Таким образом, в результате нейтронизации вещества и диссоциации ядер происходит как бы взрыв звезды внутрь (имплозия). Вещество центральной области звезды падает к центру со скоростью свободного падения в гидродинамической шкале времени :tff~1/sq .r.f.Gp Образующаяся при этом гидродинамическая волна разрежения втягивает последовательно в режим падения все более удаленные от центра слои звезды.... Ну нам нужен данный конкретный случай SN-I (эволюция тесных двойных систем). По современным представлениям вспышки сверхновых типа Iа вызваны термоядерным взрывом карлика, входящего в состав двойной звездной системы, при достижении им массы ~1,2Mo , близкой к пределу Чандрасекара, в процессе перетекания вещества с расширившейся в ходе эволюции соседней звезды. Причина потери устойчивости карлика - нейтронизация вещества и эффекты ОТО. Простая оценка показывает, что энергии, выделяемой в ходе термоядерного горения, достаточно для рассеяния вещества звезды: энергия связи белого карлика Eb~GM/R~3*10(51)эрг, энергия горения ~0.007Mc(2)~1.5*10(52) эрг , с запасом превышает Eb...,сама кривая блеска сверхновой, которая собственно и наблюдается, связана со свечением разлетающейся со скоростью в десятки тысяч км/с оболочки. Свечение в течение нескольких месяцев связано с распадом радиоактивных ядер группы железа (прежде всего Ni56 иCo56 ), которые образуются при термоядерном горении карлика....Ну между белым и бурым карликом разница,разумееться, есть, чем карлики темнее, тем они холоднее( наверно, там всё-таки белый карлик был,вот они и "создают",как раз, SNI-типа)...

User pointofnoreturn, 30.07.2008 16:30 (#)

Теоретические оценки показывают, что для протекания s - процесса достаточно плотности нейтронов 10(10) н/см(3). В качестве исходных ядер, из к-рых в результате последовательного захвата нейтронов будут образовываться тяжелые элементы, можно выбрать ядра “железного пика”. При плотности нейтронов 10(10) н/см(3) полное время облучения, необходимое для образования свинца из железа, составляет около 10(3) лет. Выбор в качестве исходного материала более легких ядер наталкивается на большие трудности. Во-первых, чем легче исходное ядро, тем большее число нейтронов должно быть захвачено и время образования тяжелых элементов существенно увеличивается. Во-вторых, отсутствие стабильных ядер с A = 5 и A = 8 приводит к тому, что этот рубеж нельзя перейти путем последовательного захвата нейтронов. В - третьих, сечение радиационного захвата нейтронов для ядер 12C, 16O и 40Ca составляет крайне малую величину и следовательно время образования тяжелых элементов должно увеличиваться на несколько порядков. Эти аргументы наиболее существенны для выбора в качестве исходных нуклидов ядер области "железного пика”. Наиболее важным аргументом в пользу механизма образования тяжелых элементов в реакциях захвата нейтронов является следующий. Оказывается, что произведение сечения захвата нейтронов сигма n,y(A) (A) с энергией 25 - 50 кэВ на распространенность ядер n(A) долины бета-стабильности является монотонно меняющейся величиной, в то время как сечение сигма n,y реакции n,y и распространенность элементов сильно варьируется от ядра к ядру. Объяснить эту закономерность можно следующим образом. Изменение числа n(A) ядер с массовым числом A описывается уравнением:dn(A)/dt=kn(A-1) сигма n,y(A-1)- kn(A-1) сигмаn,y(A)(соотношение №1).где k - поток нейтронов. Если процесс стационарный, то dn(A)/dt = 0. Отсюда получаем:n(A-1)сигма n,y(A-1)=n(a) сигма n,y(A)=const(соотношение №2) Из соотношения №2 следует, что чем меньше сечение радиационного захвата нейтронов, тем больше должна быть распространенность элемента, образующегося в s-процессе. В частности, это объясняет почему ядра с магическими числами N и Z встречаются чаще .Связано это с тем, что для магических ядер величина сечения радиационного захвата нейтронов падает на порядок по сравнению с соседними немагическими. Малые величины сечений захвата нейтронов в случае ядер с заполненными оболочками обусловлены в свою очередь следующей причиной. В области малых энергий нейтроновЕ~kT~10-100кэВ сечение радиационного захвата нейтронов сигмаn,y~Гу/D, гдеГу - радиационные ширины резонансов, аD - среднее расстояние между резонансами. Величина Гу слабо меняется для соседних ядер, так как зависит от большого числа всевозможных переходов на низколежащие состояния. В то же время величина D резко возрастает для магических ядер. В распространенности элементов должны также наблюдаться максимумы при A = 90, 138 и 208, соответствующие заполнению нейтронных оболочек с N = 50, 82 и 126. В кривой распространенности элементов легко обнаруживаются эти максимумы. s - Процесс имеет надежное экспериментальное подтверждение. В соответствии с предсказанием модели, опирающейся на механизм медленного последовательного захвата нейтронов, произведение n* сигма действительно близко к константе на нек-рых участках (A = 90 - 130, 140 - 190), как это и следует из соотношения №2. Основная проблема при описании s-процесса - источник нейтронов. Обычно в качестве источника нейтронов рассматривают две реакции - 13C( у,n)16O и 22Ne( у,n)25Mg. Для протекания первой реакции требуются условия, при к-рых происходит совместное горение водорода и гелия. В качестве механизма, создающего такие условия, рассматривается соприкосновение конвективной оболочки, в к-рой происходит горение гелия, с богатой водородом внешней оболочкой.Образование нейтронов происходит в следующей цепочке реакций:С12+р-->N13+y Q=1,94 мэВ;N13-->C13+e(+)+ve Q=1,20 мэВ;C13+a--->O16+n Q=2.22мэВ;Ne22+a-->Mg25+n Q=-0.48 мэВ.Реакция C13+a--->O16+n эффективно происходит при температуре > 10(8)K.Образование нейтронов в реакции Ne22+a-->Mg25+n Q=-0.48 мэВзависит от присутствия 14N в зоне горения гелия (последовательный захват двух альфа-частиц и бета+ +-распад образовавшегося ядра 22Na превращает ядро 14N в 22Ne). Для этого необходимо, чтобы в первоначальном веществе звезды, в которой происходит горение гелия, уже присутствовал изотоп 14N. Источником ядер 14N является CNO-цикл. ....

User pointofnoreturn, 30.07.2008 17:13 (#)

s и r - процессы, это про то, что там так ”пылит”.В данном случае актуален именно - r-процесс

Один из аргументов в подтверждение r-процесса в звездах - наличие сдвоенных максимумов, коррелирующих с магическими числами нейтронов N = 50, 82 и 126. Как мы уже обсуждали максимумы при A = 90, 138 и 208 характеризуют ядра, образующиеся в s-процессе. Максимумы, расположенные при меньших значениях A = 80, 130 и 195 характеризуют ядра, образующиеся в r-процессе. r-Процесс прекращается, если уменьшаются требуемые концентрации нейтронов или если в последовательной цепочке ядер образуется ядро, распадающееся в результате - распада или деления. Считается, что высокие концентрации нейтронов, необходимые для r-процесса, образуются при вспышках сверхновых звезд. Оценим требуемые концентрации нейтронов pn для протекания r-процесса. Если за время r-процесса должно быть захвачено n нейтронов прежде, чем произойдет бета-распад, то концентрация нейтронов может быть оценена из следующего условия таубета ~n т(тау)(n,y) где tau бета ( тв) - среднее время бета -распада ядер, образующих цепочку r-процесса, а т(n,у) - время захвата нейтронов в реакции (n,у). В свою очередь т( n,y)~1/pn(sigma nyvn)Один из аргументов в подтверждение r-процесса в звездах - наличие сдвоенных максимумов, коррелирующих с магическими числами нейтронов N = 50, 82 и 126. Как мы уже обсуждали максимумы при A = 90, 138 и 208 характеризуют ядра, образующиеся в s-процессе. Максимумы, расположенные при меньших значениях A = 80, 130 и 195 характеризуют ядра, образующиеся в r-процессе. r-Процесс прекращается, если уменьшаются требуемые концентрации нейтронов или если в последовательной цепочке ядер образуется ядро, распадающееся в результате - распада или деления. Считается, что высокие концентрации нейтронов, необходимые для r-процесса, образуются при вспышках сверхновых звезд. Оценим требуемые концентрации нейтронов pn для протекания r-процесса. Если за время r-процесса должно быть захвачено n нейтронов прежде, чем произойдет бета-распад, то концентрация нейтронов может быть оценена из следующего условия таубета ~n т(тау)(n,y) где tau бета ( тв) - среднее время бета -распада ядер, образующих цепочку r-процесса, а т(n,у) - время захвата нейтронов в реакции (n,у). В свою очередь т( n,y)~1/pn(sigma nyvn)где(sigma nyvn) - произведение сечения реакции (n,y) на скорость нейтрона относительно ядра мишени, усредненное по максвелловскому спектру распределения скоростей. Для средних и тяжелых ядер с высокой плотностью уровней(sigma nyvn)~sigmaт vт , Где сигмат~100 мбарн) и vт - сечение и скорость нейтронов, соответствующие энергии 3/2 kT. Для (n, ) получаем т(n,y)~sq/r/ from mn/pn*simaT*sq.r.f.3kT=2*10(16)/pn*T(1/2) где tau(т)(n,y) выражено в секундах, T в единицах 10(9) K, а pn в см(-3). Окончательно для pn имеем: pn=2*10(16)/pn*T(1/2)* т бета Характерное время бета-распада вдоль траектории r-процесса: 0.1 с < т бета < 100 с. Используя для оценки т бета = 1 с, n ~ 10 и T = 10(9) K, получают: pn~2*10(17) нейтронов/см(3).Более детальные расчеты r-процесса в качестве исходных ядер используют не только ядра района железного пика, но и продукты деления, образующиеся в r-процессе. Эти ядра дают новую цепочку ядер, образующихся в r-процессе. Результаты расчета распространенности ядер, образующихся в r-процессе, содержат неопределенности, связанные с недостаточно хорошим знанием свойств ядер, удаленных от полосы бета-стабильности, и некоторым произволом в астрофизических условиях протекания r-процесса. Ядра, первоначально образующиеся в r-процессе, сильно перегружены нейтронами, поэтому в результате последовательных бета-стабильности, и некоторым произволом в астрофизических условиях протекания r-процесса. Ядра, первоначально образующиеся в r-процессе, сильно перегружены нейтронами, поэтому в результате последовательных бета-они начинают превращаться в ядра, имеющие большую стабильность, т.е. в ядра, расположенные ближе к дорожке бета стабильности. При этом в результате каждого акта бета-распада при неизменном массовом числе A происходит увеличение заряда ядра на единицу. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не получится отношение числа нейтронов к числу протонов, соответствующее образованию стабильного по отношению к бета-распаду ядра. Так, например, изотоп 232Th образуется из ядра 232Pb в результате восьми последовательных бета-распадов. Исходное ядро 232Pb, образующееся в r-процессе, имеет на 24 нейтрона больше, чем устойчивый изотоп 208Pb.Важным аргументом в пользу образования элементов тяжелее железа в реакциях захвата нейтронов является наблюдаемая асимметрия распространенности элементов относительно линии бета-стабильности. Так, распространенность элементов, расположенных над линией бета-стабильности (область нейтроннодефицитных ядер), как правило меньше распространенности элементов, расположенных под этой линией (область нейтронноизбыточных ядер). Ядра, расположенные в нейтронодефицитной области, не могут образовываться в реакциях нейтронного захвата и их распространенность практически на порядок меньше по сравнению с соседними стабильными и нейтроноизбыточными ядрами. Важно также, что существуют такие изотопы, которые могут образовываться только в результате r-процесса. Примером таких изотопов являются 100Mo, 96Zr (рис. 42), 76Ge и др.. Образование этих изотопов в результате s-процесса экранировано малым периодом полураспада изотопа, имеющего тот же заряд и массовое число (A-1).

User pointofnoreturn, 30.07.2008 17:30 (#)