статья Обнаружен самый удаленный из известных коротких гамма-всплесков

Максим Борисов, 09.01.2008

C помощью спутника NASA Swift и наземной Обсерватории "Джемини" (Gemini Observatory) американские и британские астрономы сумели провести наблюдения таинственного космического взрыва, случившегося на рекордном удалении от нашей планеты.

(написано анонимно) 09.01.2008 14:11 (#)

ГАММА-ВСПЛЕСКИ - внезапные кротковрем. повышенья интенсивности космич. g-излучения с энергией в десятки и сотни кэВ. Были обнаружены с амер. ИСЗ серии "Вела" (данные опубликованы в 1973 г.). В первые годы изучения Г.-в. наблюдались не чаще 5-8 раз в год и поэтому считались редким явлением. В конце 70-х гг. были разработаны спец. приборы для исследований Г.-в. Наиболее чувствительные из них (работавшие на советских автоматич. межпланетных станциях "Венера-11, -12") позволили регистрировать Г.-в. каждые 2-3 сут. По мощнности излучения Г.-в. существенно превосходят уровен дифузного метагалактич. фона g-лучей от всего неба и на неск. порядков величины превышают потоки от известных дискрьетных источников. Временная структура всплесков очень сложна и разнобразна. Полная длительность событии меняется от долей до сотен секунд. Поразительна энергетика явления. Из возможных оценок расстояния до источников Г.-в. следует, что уносимая ими из источника энергия только в g-диапазоне достигает 1040 эрг. Светимость же всей нашей Галактики в этом диапазоне составляет »5.1038 эрг/с. Эти цифры говорят о том, что источниками Г.-в. явл. астрофизич. объекты неизвестного ранее вида с совершенно неожиданными и необычными св-вами. Значит. интерес к новому астрофизич. явлению породил множество самых разнообразных гипотез о природе Г.-в. По мере накопления наблюдательных данных круг возможных объяснений сужается. На представлены наиболее характерные типы временных структур Г.-в. (своего рода "кривые блеска"). Эти примеры не передают всего разнообразия Г.-в., но, несомненно, отражают важные особенности процессов генерации излучения в источниках. В ряде случаев во временных профилях всплесков наблюдаются интенсивные короткие импульсы длительностью Dt = 0,01-0,1 с. Это означает, что источники всплесков очень компактны. Верхний предел на размеры излучающей области определяется расстояниями ~сDt » 3000 км. Индивидуальные различия в энергетич. спектрах Г.-в. выражены менее ярко. Иногда встречаются спектры, близкие по форме к степенным, dF~e-ade, Но преимущественно наблюдаются спектры вида dF~e-bexp(-e/e0)de .Как правило, спектр излучения в ходе всплеска сильно эволюционирует, характеристич. энергия меняется со временем, e0(t). Общая черта эволюции состоит в том, что при переходе от начальной к последующим стадиям всплеска формируются более мягкие спектры, излучение с фотонами больших энергий затухает быстрее.

(написано анонимно) 09.01.2008 14:22 (#)

По виду углового распределения источников Г.-в. на небесной сфере и по характеру статистич. зависимости, к-рая описывает рост числа наблюдений всплесков при переходе от сильных (близких) всплесков к более слабым (далёким), было установлено, что источники Г.-в. являются галактич. объектами. Их распределение в пространстве ограничивается по высоте над галактической плоскостью ср. расстоянием z ~1 кпк и напоминает, по-видимому, распределение промежуточной сферич. подсистемы Галактики. Полное число Г.-в., происходящих в Галактике за год, может достигать ~104. Линии в спектре гамма-всплеска 22 июня 1979 г. ("Венера-11"). Электроны плазмы в сверхсильном магнитном поле свободно двигаится только вдоль поля. Энергия поперечнного движенья квантована. Поглощение в районе 50 кэВ связано, по-видимому, с изменением энергии электронов, движущихся поперёк поля. Линия излучения с энергией 460 кэВ может интерпретироваться как излучение, возникающее при аннигиляции электрон-позитронных пар и претерпевшее гравитационное красное смещение в поле нейтронной звезды с массой Изучение мощнейшего всплеска 5 марта 1979 г. и трёх повторных более слабых всплесков в марте и апреле того же года показало, что их общим источником явл. необычный вспыхивающий рентгеновский пульсар в созвездии Золотой Рыбы и болье слабых интеримпульсов, полностью соответствует предположению о наблюдении излучения из областей магн. полюсов нейтронной звезды, промодулированного её вращением. В отличие от известных стационарно излучающих рентг. пульсаров вспышка затухла за 5-6 мин. На показаны энергетич. спектры начального импульса и последующей фазы пульсаций. В первом спектре присутствует линия, у фотонов к-рой e »430 кэВ, что соответствует энергии фотонов аннигиляц. линии 511 кэВ, испытывающей красное смещение в гравитац. поле нейтронной звезды с массой радиусом R = 106 см (аннигилируют электрон-позитронные пары). Предполагается, что всплеск 5 марта 1979 г. явл. наиболее ярким представителем особого класса коротких Г.-в.; источники др. коротких всплесков расположены дальше, и связанные с ними всплески наблюдаются только в импульсной начальной фазе. Пульсирующее излучение, если оно и имеет место, маскируется фоном. Получены данные, указывающие на связь с нейтронными звёздами и других, более "обычных" Г.-в. В их энергетич. спектрах в ряде случаев также наблюдались аннигиляц. линии с энергией фотонов 400-500 кэВ и, что особенно примечательно, линии поглощения в районе 50 кэВ Абсорбционные линии могут возникать в источнике вследствие избират. поглощения выходящего излучения внешними более холодными областями плазмы на электронной циклотронной частоте wB = еВ/mc. Оценки магн. поля по энергии линии поглощения дают величину В »5.1012 Гс. Такими сверхсильными магн. полями могут обладать только нейтронные звёзды. Более косвенные свидетельства о нейтронных звёздах как источниках Г.-в. получены также при статистич. рассмотрении наблюдат. данных. Было установлено, что полный выход энергии в источниках пропорционален продолжительности всплесков, а ср. мощьность излученья приблизительно постоянна. Предполагается, что светимость источников ограничивается критической светимостью, к-рая для нейтронных звёзд, имеющих массы , составляет ~1038 эрг/с. Наиболее предпочтительными кажутся предположения о том, что всплески вызываются нестационарной аккрецией на нейтронную звезду в двойной системе или же взрывным термоядерным горением выпавшего вещества. Как возможные причины Г.-в. рассматриваются также: выбросы вещества из внутр. слоев нейтронной звезды, сопровождающиеся ядерным распадом; процессы быстрой перестройки магн. поля ; падение на нейтронную звезду астероидов; освобождение энергии при "звездотрясениях". Для выяснения происхождения Г.-в. необходимо надёжное отождествление хотя бы неск. источников с конкретными астрофизическими объектами, наблюдающимися в др. диапазонах длин волн.

(написано анонимно) 09.01.2008 15:23 (#)

можно расширить диапазон возможных энергий для процесса слиянья нейтронных звёзд....

это случайно не связанно с пределом Чандрасекара В случае, когда перетекание вещества продолжается и после образования Н. з( в двойной системе), её масса может со временем значительно увеличиться. При Н. з. потеряет устойчивость и в результате релятивистского гравитационного коллапса превратится в чёрную дыру.

(написано анонимно) 09.01.2008 15:30 (#)

а если судить по "рисунку"-я конечно не настаиваю....это похоже чемто на излучеие ,к-рое наблюдают при взрыве Сверхновых.

*****

(написано анонимно) 09.01.2008 16:34 (#)

хотя ,конечно ,насчёт сверхновой-это сущая ерунда(рис. только лишь фантазия художника,не более того)

Дело в том будь это сверх короткий гама всплек от Сверхновой(SN (Supernova))об этом в тексте обязательно сообщили и даже бы указалибы тип этой SN.Спектры С.з. I типа характеризуются наличием непрерывного спектра, содержащего осн. часть излучаемой энергии . Непрерывный спектр заведомо присутствует до максимума блеска и примерно 200 сут после него. За 10 сут до максимума цветовая температура С.з. I типа составляет примерно 50 тыс. К, а вблизи максимума 15 тыс. К. После максимума блеска уменьшение цветовой температуры происходит еще примерно 30 сут, а затем при темп-ре ок. 5 тыс. К прекращается. В дальнейшем цветовая температура изменяется слабо. На начальной стадии вспышки С.з. I типа радиус ее фотосфьеры увеличивается со временьем и вблизи макссимума блеска достигет10(в 15ст) см, что в 100 раз превышает размеры орбиты Земли. В спектрах С.з. I типа отождествлены линии ионизованных атомов Ca, Si, Mg и Fe . Из профильей этих спектр. линий следует, что в среднем скорость расширения оболочки на уровне фотосферы составляет 10 тыс. км/с, а в самых наружных слоях 20 тыс. км/с. Спектр. линии С.з. I типа обладают удивительным св-вом: лучьвые скорость, определенные по смещениям минимумов абсорбционных компонентов линий, остаются неизменными ок. 240 сут. Примерно через 200 сут после максимума блеска роль непрерывного спектра уменьшается, и интегральный световой поток С.з. почти полностью определяется излучением в многочисленных запрещенных линиях ионизованных атомов железа (FeII, FeIII). Сравнение спектров сверхновых I типа (NGC 5253, SN 1972e) и II типа (NGC 5457, SN 1970g). Спектры относятся к различным моментам времени, отсчитанным от момента максимума блеска. Указаны несмещенные длины волн линий водорода атомов NaI и MgI, иона CaII. По оси ординат дана относительная интенсивность в логарифмическом масштабе. В противоположность С.з. I типа, у С.з. II типа на протяжении всей вспышки почти вся излучаемая энергия заключена в непрерывном спектре. Цветовая темп-ра С.з. II типа в максимуме блеска 20 тыс. К, а затем в течение 90 сут уменьшается до 4-5 тыс. К, в дальнейшем оставиясь практически постоянной. Радиус фотосферы в максимуме блеска достигает размеров ~ 1015 см. Спекторы С.з. II типа содержят прежьде всего линии Бальмера серии Н2, нейтральных атомов O, Na и Mg, а также ионизованных атомов Ca и Fe. К особенности С.з. II типа относится появление запрещенных линий OI примерно через 90 сут после максимума блеска и линий CaII через 190 сут. Вблизи максимума блеска наибольшая скорость расширенья оболочки, определеная из профиллей спектр. линний, составляет ок. 14 тыс. км/с, а лучевые скорости, найденные по абсорбционным компонентам, 7 тыс. км/с. В отличие от С.з. I типа, эти лучевые скорости за период 180 сут уменьшаются по крайней мере в 2 раза и в последующие 80 сут почти не изменяются. Статистич. анализ вспышек С.з. выявил ряд принципиальных особенностей. Оказалось, что С.з. I типа вспыхивают в галактиках всех видов, а С.з. II типа - только в спиралных галактиках Sb и Sc Частота вспышек С.з. I типа, рассчитанная на единицу массы материннской галактики, растёт в последовательнности типов галактик E-S0-Sb-Sc-IrI, причем от галактик типа E к IrI она увеличивается почти в 100 раз. Частота вспышек С.з. II типа в спиральных галактиках Sc раза в два выше, чем в Sb.( впрочем в тексте есть :-"Согласно наиболее авторитетной теории, источниками длинных гамма-всплесков служат коллапсы и взрывы массивных звезд".Но про типSNне сказанно ничего, внимание концентрировали не этом....)

(написано анонимно) 09.01.2008 16:35 (#)

сверх короткий гама всплек -для SN-любого типа считаеться не характерным...

(написано анонимно) 09.01.2008 18:06 (#)

помимо Астронет-ру.,можно найти и почитать следущие книжки...про гама всплески...

"Венера-11-12-исследуют гама всплески"Голецкий,Мазец и Школовский,по-моему, "Звёзды их рожденье и смерть"...( тот же Школовский про новые звёзды писал много).А про SN-американцы очень любят эту тему-во многих американских(втом числн переводных)н/п и н. журналах можно встретить(а ввиде конспектов на Астрофиз-ру)

Нуклон 09.01.2008 19:06 (#)

Все это замечательно! Господа, вот-так бы почаще собираться и рассуждать, рассуждать. И не оскорблять друг-друга!

Кварк обалдевший 09.01.2008 23:00 (#)

Злой вы человек, Нуклон. Не физик и не лирик. Позавидовали чужой учености. Политик вы, вот вы кто.

II)there are short gamma-ray bursts.Ie events with a duration of less than about two seconds will be classified as short gamma-ray bursts.Well, several dozen short gamma-ray burst afterglows have been detected and localized, several of wich are associated with regions of little stat formation (or no star formation), such as large elliptical galaxies and the central regions of large galaxy clusters and this rules out a link to massive stars, confirming that short events are physically distinct from long events.. And also according to the observations, there has been no association with supernovae.Well, according to the above, probably the massive-star model can not explain all types of gamma-ray burst. There is strong evidence that some short-duration gamma-ray bursts occur in systems where massive stars are not present ;and there is no star formation in these regions (for example; such as elliptical galaxies and galaxy halos).Well frankly, there is the self-consistent hypothesis, wich proves that the origin of the short gamma-ray bursts is like a result of merging binary system consisting of two neutron stars. .. According to this model,the two stars in a binary slowly move towards each other due to the release of energy via gravitational radiation ,and (these) our stars are tearing each other apart due to tidal forces and collapse into a single black hole.In the end, the following is obtained; the infall of matter into the new black hole produces an accretion disk and releases a burst of energy, analogous to the collapsar model. And there are numerous other models. They have also been proposed to explain short gamma-ray bursts including; the evaporation of primordial black holes,the merger of a neutron star and a black hole and/ or the accretion-induced collapse of a neutron star ..

Let's talk about our heroes, who are called Gamma-ray bursts (GRBs).Gamma-ray burst emission mechanisms are theories that explain how the energy from a gamma-ray burst progenitor (regardless of the actual nature of the progenitor) is turned into radiation .One of the currently most active fields of astrophysics is the study of the dramatic events known as "gamma-ray bursts (GRBs)" . They were first detected in the late 1960's by sensitive instruments on-board orbiting military satellites, launched for the surveillance and detection of nuclear tests. Originating, not on the Earth, but far out in space, these short flashes of energetic gamma-rays last from less than a second to several minutes.
Despite major observational efforts, it is only within the last six years that it has become possible to pinpoint with some accuracy the sites of some of these events.Most GRBs have been found to be situated at extremely large ("cosmological") distances. This implies that the energy released in a few seconds during such an event is larger than that of the Sun during its entire lifetime of more than 10,000 million years. The GRBs are indeed the most powerful events since the Big Bang known in the Universe..One can say that; GRBs just are flashes of gamma rays associated with extremely energetic explosions.And what are these gamma rays? They are also known as gamma radiation (especially in astronomy, by analogy with X-rays) and denoted as γ, is electromagnetic radiation of high frequency (very short wavelength). Well, speaking roughly, the gamma rays are usually naturally produced on Earth by decay of high energy states in atomic nuclei (gamma decay)...http://csep10.phys.utk.edu/astr162/lect/cosmology/gammaray.html
Important natural sources are also high-energy sub-atomic particle interactions resulting from cosmic rays. Such high-energy reactions are also the common artificial source of gamma rays. But our heroes are the phenomena that occur at great distance from Earth in our galaxy and in distant galaxies. They don't come from artificial sources (most likely ).One can note that although GRBs (or rather the majority of them) have originated from outside the Milky Way galaxy, they can be identified with the whole class of phenomena, for example, soft gamma repeater flares, are associated with magnetars within the Milky Way. It has been hypothesized that a gamma-ray burst in the Milky Way, pointing directly towards the Earth, could cause a mass extinction event ..Now let's give them a rough classification at least[I warn that this is a very crude model]: I)Thus gamma-ray , who are observed as the events wich have a duration of greater than two seconds , are classified as long gamma-ray bursts. Because these events constitute the majority of the population and because they tend to have the brightest afterglows, they have been studied in much greater detail than their short counterparts . In short, "our" long GRB afterglow observations, at high redshift, are also consistent with the GRB having originated in star-forming regions. Also, the event is interpreted as a supermassive bh devouring a star, and/or (most likely ) it is a white dwarf (wd). Almost every well-studied long gamma-ray burst has been linked to a galaxy with rapid star formation, and in many cases to a core-collapse supernova as well, unambiguously associating long GRBs with the deaths of massive stars and they are also consistent with the GRB having originated in star-forming regions.However it this applies only in these cases when long gamma-ray bursts are observed.[Gamma-ray bursts, with their ability to pierce through gas and dust to shine brightly across the universe, are revealing areas of intense star formation and stellar death where astronomers have been unable to look - the dusty corners of otherwise dust-free galaxies. Star formation occurs in dense clouds that quickly fill with dust as the most massive stars rapidly age and explode, spewing newly created elements into the interstellar medium to seed new star formation. Hence, scientists presume that a large amount of star formation is occurring in dust-filled galaxies, although actually measuring how much dust this process has built up in the most distant galaxies has proved extremely challenging. Long-duration gamma-ray bursts, the most brilliant flashes of light in the universe, are thought to originate from the explosion of massive stars.].

Hypernovae are rare events and they are probably caused by explosion of stars of the so-called "Wolf-Rayet" type.The Wolf-Rayet stars may be the forerunners of "such explosions". Well, at least because it is assumed that rapid mass loss can occur in the case a Wolf-Rayet star, and these massive objects show a spectrum that is lacking in hydrogen (for example).

Ie it has become possible to pinpoint with some accuracy the sites of some of these events somewhere for the last few years years( six or eight).During the past years circumstantial evidence has mounted that GRBs signal the collapse of massive stars. But probably only long gamma-ray bursts are associated with the explosion of supernovae...

(написано анонимно) 10.01.2008 01:03 (#)

Кровавый гэбнюк, всеуничтожитель, далеко же простёрлись проклятые руки твои.....

(написано анонимно) 10.01.2008 13:00 (#)

простите,но это жутко глупо

******

(написано анонимно) 10.01.2008 15:17 (#)

простите ,я конечно не считаю себя более осведомлённой в этом вопросе ,чем Вы,но-я всётаки думаю,что...

Миссия Swift стоимостью 250 миллионов долларов отсчитывает свою историю с запуска, произведенного NASA 27 ноября 2004 года. Первый гамма-всплеск попал в поле обзора Swift 17 декабря, спустя несколько дней после того, как операторы активировали научные приборы зонда...Не собираюсь появлять настойчивость,но миссия Swift-есть продолжение( или одно из альтернативных ихних решений этой програмы) давольно дальнего проекта NASA, начатого ещё в середине 80-годов-тогда уже начали создавать,(до Swift) 4-ре космические лаборатории( правда это было сделанно с задержками)1990-"Хаббл"-иследование Вселенной в видимом диапозоне длин волн,1991-год"Комптон"-изучавший космос с пом гаммалуч.1999-Чандра-использовавший рентгет лучи,затем "Спитцер"-2003год -инфрокрасный диапазон...-все эти спутники обустроены более и менее одинаково и все они взаимодействуют сназемными обсерваториями....Swift-раб. на гамма излучениях,тюе это значит ,что он фиксирует электрические и магнитные гамма-переходы Изменения состояний атомных ядер, сопровождающиеся испусканием или поглощением -квантов, называют -переходами. Примерные границы периодов полураспада для -переходов от 10(в-19 ст) до 10(в10ст) лет. Энергии -переходов изменяются от нескольких кэВ до нескольких МэВ Законы сохранения энергии E, момента количества движения (спина) J и четности P при -переходах в атомных ядрах требуют выполнения следующих соотношений: Ei = Ef +Егама+ TR,J i = Jf +J , Pi = PfP, Для магнитных переходов - P = (-1)J+1. В случае -перехов большой диапазон периодов полураспада объясняется сильной зависимостью вероятности -перехода от энергии и мультипольности переходов. Период полураспада T1/2-переходов зависит от мультипольности перехода J и длины волны излучения . для магнитных переходов MJ - , где Ei, Ef, i,f, Pi, Pf - энергии, спины и четности начального и конечного состояний ядер,,P - энергия, спин и четность фотона, TR - кинетическая энергия ядра отдачи: :TR=Eo(в2ст)/2Mrc(в квад) где E0 = Ei - Ef - энергия -перехода, MR - масса ядра отдачи. Полный момент количества движения фотона J называется мультипольностью. Значение спина фотона Jmin = 1. Поэтому, полный момент J уносимый фотоном может принимать целочисленные значения 1, 2, ... (кроме нуля). Различают электрические (EJ) и магнитные (MJ) переходы. Е1 - электрический дипольный переход, М1 - магнитный дипольный переход, Е2 - электрический квадрупольный переход и т.д. Для электрических переходов четность определяется соотношением P = (-1)J.

(написано анонимно) 10.01.2008 15:36 (#)

основной отличительной деталью спутников ,улавливющих гамма излучения, являються детекторы,раб с использованием фотоэффекта в газе или с поверхности твёрдого тела их 2-типа:1-тип для фотонов с e<20-30 кэВ -(а точней10-30кэВ)Приборы первого типа явл. пропорциональными газонаполненными счетчиками, амплитуда импульса на выходе к-рых пропорциональна (в нек-ром диапазоне длин волн) энергии падающего фотона. Эффективность такого детектора (отношение числа зарегистрированных фотонов к общему их числу) определяется сечением поглощения (фотоионизации) газанаполнителя и коэфф. пропускания окна счетчика. Пропорциональные счетчики наполняют обычно инертным газом (Ar, Xe) при давлении ок. 1 атм, а в качестве электроотрицат. газа, роль к-рого состоит в прекращении разяда, используют метан или углекислый газ (в количестве <10%). В режиме пропорциональности усиление в счетчике ~10(в ст3)-10(в4ст)...2-тип сц детекторы(как я об этом помню(может заблуждаюсь)-такие есть на всех современных спутниках Р иГ-астрон. В сцинтилляционных детекторах используют кристаллы NaI или CsI, активированные добавками Tl, или сцинтиллирующие органич. пластмассы. При поглощении рентген. фотона в сцинтилляторах возникает вспышка УФ- и видимого излучения, амплитуда к-рой в известном диапазоне энергий пропорциональна энергии поглощенного фотона. Импульсы видимого излучения регистрируются затем фотоумножителем. В мягкой рентген. области успешно используются канальные фотоумножители (КЭУ) и микроканальные пластины (МКП). Для регистрации координат фотонов РИ в плоскости регистрирующего детектора используются многонитяные двухкоординатные пропорциональные газонаполненные счетчики, диодные матрицы или матрицы ПЗС (приборы с зарядовой связью) с предварит. преобразованием РИ в пучок электронов, а затем в видимый свет.

(написано анонимно) 10.01.2008 15:42 (#)

Газонаполненные пропорциональные счетчики имеют площадь до 300 см2 в одном корпусе с одним или неск. анодами (нитями). Объединяя неск. таких секций, можно довести общую площадь детектора до 104 см2. Площадь сцинтилляционных детекторов определяется технологией выращивания монокристаллов CsI или NaI и обычно составляет 100-300 см2. Сцинтилляторы из пластич. материалов могут быть отлиты практически любых размеров (свыше м2). Для формирования поля зрения детекторов большой площади используются механич. коллиматоры обычно шестиугольного (сотового) сечения с размерами ячеек 0,1-1 см, что дает вохможность ограничить поле зрения до 1o в диаметре или несколько меньше. Широкое распространение получили коллиматоры, состоящие из неск. (до 10) сеток, расстояния между к-рыми последовательно уменьшают вдвое. Угловая апертура такого коллиматора может быть доведена до 10' по одной координате. Коллиматор, состоящий из двух сеток, получил название модуляционного. Его диаграмма направленности состоит из ряда полос, угловой размер к-рых по одной координате может быть доведен до 10". При сканировании неба детектором точечный рентгеновский источник "рисует" кривую, состоящую из треугольных "пиков" уменьшающейся высоты.

(написано анонимно) 10.01.2008 15:51 (#)