статья Российские астрономы нашли новые свидетельства в пользу реальности черных дыр

Максим Борисов, 21.06.2007
Эргосфера и горизонт событий вращающейся черной дыры. Изображение с сайта www.pereplet.ru

Российские астрофизики сумели продемонстрировать связь гамма-всплесков с образованием быстровращающихся черных дыр, обладающих эргосферой. Таким образом не только удалось прояснить природу гамма-всплесков, но и найти новые доказательства реальности существования черных дыр.

User granenyi, 21.06.2007 14:24 (#)

Приятно видеть, как почти мгновенно сработало научное сообщество и волонтеры.

(комментарий удалён)
А 21.06.2007 16:19 (#)

Наши чего-то открыли!

Фантастика!

foma 21.06.2007 17:11 (#)

тумхо

фoрмироваие черныx дыр в конечном виде - вся масса зa горизонтом событий - требует для стороннего наблюдателя (на земле) бесконечного врeмени. вывoды можете сделать сами.

(написано анонимно) 21.06.2007 17:20 (#)

Это заблуждение. Время замедляется для наблюдателя ВНУТРИ (ексли бы таковой мог там существовать)

foma 21.06.2007 17:36 (#)

I am sorry

Это Вы заблуждaeтеcь.

ВМ 26.06.2007 17:15 (#)

За горизонтом события да, но в статье речь о том, что происходит перед горизонтом, вращающийся коллапсар не может уйти за горизонт, ему сначала нужно отдать избыточный момент импульса.

foma 29.06.2007 22:17 (#)

to ВМ

насколько я понимаю, что Вы, на самом деле, подтверждаете мое подoзрение - черные дыры не могyт поглотить материю - например неосторожную звезду даже с нулевым моментoм импульса, чернoй дырe проcто на это нe хватит времени. теперь я хочу спросить у Вас может ли такое образование: квази дыра плюс "застывшая" около нее звезда считаться полноценной дырой?

(написано анонимно) 21.06.2007 17:39 (#)

Что любопытно, одновременно с доказательствами наличия черных дыр (из России) опубликованы доказательства их отсутствия (из Америки). http://rnd.cnews.ru/natur_science/news/top/index_science.shtml?2007/06 /20/255567

(написано анонимно) 21.06.2007 22:30 (#)

...что есть абсолютно нормально в науке. Но совершенно неприемлемо с точки зрения вертикали власти! куда смотрит Путин??!

Algen 28.06.2007 05:40 (#)

Противоречия нет

Для далекого наблюдателя вещество никогда не провалится под горизонт, но будет экспоненциально приближаться к нему. С точки зрения астрофизики такой коллапсар ничем не отличается от черной дыры, даже эргосфера у него есть. Зато разница есть с для теорфизиков, которых интересует, пропадает информация о состоянии объектов, падающих в черную дыру. Американцы доказали, что не пропадает. Именно потому, что формально падение растягивается на бесконечное время, и все это время падающие частицы все еще остаются над горизонтом, т.е. "в нашем мире".

foma 29.06.2007 22:22 (#)

pardon Algen

написал пост с вопросом к ВМ, а после увидел Ваш ответ. спасибо.

Мояковскый 23.06.2007 00:52 (#)

Если в небе резвятся черные дыры, значит это кому-нибудь нужно...

Игорь 15.07.2007 02:46 (#)

Противоречие есть

А мне все же непонятно. Возьмем самый простой случай невращающейся и не заряженной черной дыры. Как она образовалась - пока не спрашиваем. И вот на эту дыру падает межпланетный газ. Удаленный наблюдатель увидит, что по мере приближения к Шварцшильдовской сфере скорость падения постоянно снижается из-за замедления времени. В пределе скорость падения снижается настолько, что этот газ не сможет пересечь Шварцшильдовский радиус даже за время существования Вселенной. Тогда как дыра образовалась?

foma 22.07.2007 14:49 (#)

Игорю. можно я дам Вам запоздалый ответ ?

астрофизики знают о том, что за разумные времена черная дырa не может образоватся в завершенном виде, и в этом Вы, похоже, правы. но дыры могли образоваться в первые мгновения существования вселеной, а после, если они не испарились сразу же, они стали рвать в клочья и "заглатывать" звезды и расти. ясно, что материя не может пересечь горизонт событий - не хватит времени жизни всей вселеной. но для внешнего наблюдателя такие "недоделанные дыры" ничем не отличаются от нормальных черных дыр. кстати, оччень большие черные дыры перестают расти, поскольку у сверхбольших черныx дыр приливные силы стремятся к нулю.

Игорь 22.07.2007 17:38 (#)

Фома, я думаю, Вы все же неправы. Вот Вы пишете "дыры могли образоваться в первые мгновения существования Вселенной". А я сразу спрашу: а как они образовались? Ведь если они не могут образоваться сегодня, тогда как они могли образоваться вчера и позавчера? Такая точка зрения о формировании ЧД в первые мгновения жизни Вселенной кажется мне довольно неуклюжей попыткой астрофизиков уйти от решения этого парадокса. Кроме того, для ЧД закон всемирного приятяжения Ньютона записывается в несколько иной форме: F=GMm/R/R/SQRT(1-RB/R), где RB - радиус черной дыры объекта с массой М, SQRT - квадратный корень. По мере того как тело сжимается к состоянию черной дыры, его радиус R все больше стремится к RB. И в пределе, когда эти величины сравниваются, квадратный корень в знаменателе обращается в нуль, а сила гравитации на поверхности лезет в бесконечность. Но бесконечных величин в природе не бывает. Бесконечные величины лишь показывают, что мы что-то неправильно понимаем.

foma 23.07.2007 13:38 (#)

reply

Глубокоуважаемый Игорь. сначала старый, старый анекдот - красивая молодая женщина в госпитале в женском отделении по ошибке спрашивает у маляра: скажите, please, это вы гинеколог? нет я не специалист в этом деле, отвечает маляр, но посмотреть могу. я тоже не специалист, но хочу отметить, что Вы совершенно правы - действительно образование черных дыр в первые мнгновение сущ. вселенной (про что иы не знаем ровно ничего) это попытка ученых замести мусор под ковер. но я хочу повториться: никакая звезда, планета или даже атом (про фотон я не знаю) никогда не пересекут границу черной дыры. для этого материи, которая падает в дыру надо достичь скорости света, а на это нужно бесконечное время. но материя может как угодно близко приблизиться к черной дыре и такая дыра НИЧЕМ неотличима от нормальной черной дыры.

foma 23.07.2007 17:44 (#)

далее

другими словами "полностью укоплектованных" черных дыр похоже вообще нет. а сущeствуют некие образования с размазанной материей в непосредственной близи горизонта событий, но над горизонтом. разумеется, если эти дыры могли как то образоваться в условиях сверх-ранней вселенной.

Игорь 25.07.2007 02:41 (#)

Фоме

Уважаемый Фома! Вы правы, когда пишете, что существуют некоторые образования с размазанной материей вместо черных дыр. И даже если мы не сможем отличить их от настоящих ЧД на практике, с принципиальной точки зрения это кардинально меняет картину. Потому что из этого следует, что ЧД в природе не существуют. А вот как долго могут существовать эти, назовем их, псевдоЧД? Вот что я выяснил. Потенциальная энергия в мире не существует, это ошибка. Вместо нее существует энергия гравитационного поля, рассчитываемая как E=АGMM/R, где А=0.6-0.8. Когда звезда коллапсирует к состоянию ЧД, ее радиус сжимается, а энергия гравитационного поля растет. За счет какой энергии? За счет той, которая в астрофизике называется темной, а в ядерной физике - вакуумной. В самом общем виде эта энергия описывается хорошо всем известной формулой E=Mcc. Носителем этой энергии является физический вакуум. Именно он формирует пространство. Коллапсирующая звезда забирает энергию из вакуума, в результате чего энергия вакуума и силы, формирующие пространство, уменьшаются. Иными словами, прочность пространства падает. И незадолго до того момента, когда энергия коллапсирующей звезды поднимется до уровня E=Mcc/2, а энергия ослабленного вакуума упадет до этого же уровня, гравитационные силы звезды сравниваются с силами прочности ослабленного вакуума, пространство рвется, и не успевшая сформироваться ЧД проваливается в.... Дальше остается только гадать, куда она проваливается. Я думаю, что она проваливается через все параллельные слои Вселенной в самое начало, питая собой Большой Взрыв, который постоянно порождает из себя все новые и новые параллельные слои. Это не просто мои выдумки, так формулы показывают. Но объяснить все это понятно из-за малости места нет возможности.

foma 25.07.2007 20:45 (#)

Дорогой Игорь,

прежде всего небольшая поправка. Вы говорите: "...Когда звезда коллапсирует к состоянию ЧД, ее радиус сжимается, а энергия гравитационного поля растет..."это просто неправильно. представте себе сферу в пространстве со звездой внутри. так вот интеграл энергии гравитационного поля заключенного внутри этой сферы есть константа и он (интеграл) не зависит от размера обьекта (размера звезды в данном случае) внутри этой сферы. то есть от того коллапсирует этот обьект или нет. интеграл энергии зависит только от массы этогo обьектa. я хочу сказать другое. можно построить большое количество увлекательных и непротиворечивых теорий черных дыр. но если эти теории не предсказывают новых свойств, в принципе наблюдаемых, или они не есть стартовая точка, на худой конец, для новых теорий предсказывающие новые наблюдательные данные, то грош им цена этим увлекательным и непротиворечивым теориям. одной красоты маловато для всякой новой теории быть истинной.

Игорь 26.07.2007 22:27 (#)

Фоме

Уважаемый Фома! Я не знаю, что такое интеграл энергии гравитационного поля. И почему он должен быть константой. Всю имеющуюся у меня литературу перерыл, и ничего на этот счет не нашел. Зато я знаю, что такое просто энергия гравитационного поля без всякого интеграла. И как вычисляется энергия поля (формулу уже приводил). Так вот, она зависит не только от массы, но и от радиуса объекта. И когда радиус уменьшается при неизменной массе, энергия поля растет.