статья Аятолле еще будет

Александр Скобов, 04.01.2018
Александр Скобов. Фото Д.Борко

Александр Скобов. Фото Д.Борко

Трагическая история Ирана - кричащее свидетельство того, что так называемая "авторитарная модернизация" уже в XX веке являлась порочным, тупиковым путем развития. Все ее успехи поверхностны, непрочны и обратимы. Она в любой момент может закончиться провалом в архаику. И все же история Ирана позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.


Комментарии
User orge, 04.01.2018 18:48 (#)
4479

У аятолл положение еще хужее, чем у Окурка. Случись что, куды бежать, если шииты преобладают только в Азербайджане, Ираке и Бахрейне?

User clockman, 04.01.2018 19:45 (#)
3033

А где преобладают чекисты?

User wasja41, 04.01.2018 21:10 (#)
26032

Еще Хизбаллы есть. И Московский институт востоковедения. Будут там деток персидскому учить и коктейли Молотова делать.

User orge, 04.01.2018 21:18 (#)
4479

Увы, Хизбалла -- организация бандитов, а не государство.

User red_herring, 05.01.2018 12:36 (#)

Но она прихватизировала государство

User orge, 05.01.2018 13:09 (#)
4479

В масштабе всей страны исчо нет. На юге -- да. Очень зависима от Ирана. Пошатнется он, Израиль поможет ее ухлопать насовсем.

(комментарий удалён)
User orge, 07.01.2018 11:33 (#)
4479

Увы для собеседника.

User victor322, 04.01.2018 23:27 (#)
43536

Хорошо, давайте разберемся. Согласно некоторым источникам, шииты в Ираке представляют 65 % населения, сунниты — 35 % (очевидно, имеется в виду только мусульманское население)[27]. По другим источникам (перепись 1997 г., результаты которой были переданы в ООН), в стране, напротив, суннитов 66 %, а шиитов 34 %[28].
Это из Википедии. Но давайте допустим, что Ирак и Иран полностью шиитские. Как тогда объяснить Ирано-Иракскую войну 1980-1988 годов. Опять злые дяди им мозг засрали?

User orge, 04.01.2018 23:43 (#)
4479

Фу-у, как политически безграмотно. Саддам был суннитом и хотя поначалу не трогал своих шиитов, затем начал их преследовать. А на чужих ему и подавно плевать было.

User victor322, 04.01.2018 23:59 (#)
43536

Конечно, безграмотно. Я еще пару лет назад не имел никакого понятия о всех этих шиитах, суннитах, алавитах и прочих итах. Я вообще абсолютный политический профан. Так, пытаюсь понять, что же движет людьми.

User licba, 05.01.2018 00:39 (#)

Религиозная составляющая присутствовала (сунниты против шиитов, как много столетий назад во Франции война католиков с гугенотами), но главной было противостояние иракского диктатора и иранского аятоллы на почве защиты личной абсолютной власти с нефтяным душком:-)

User victor322, 05.01.2018 01:07 (#)
43536

Это аргумент. Как я понимаю, тогда по мелюзговости, немог, а теперь к войнушке подключился третий. На всю голову скрепнутый.

User red_herring, 05.01.2018 12:49 (#)

Поначалу религиозной компоненты не было. Ирак претендовал на кое-кафе территории Ирана, но шахский Иран был гораздо сильнее. А вот когда шаха свергли, Саддам почувствовал возможность воспользоваться творившимся там бардаком, и атаковал. Саддам был вообще достаточно светским правителем, и лишь когда американцы взяли его за жабры, он стал размахивать зеленым знаменем.

Шах, в отличие от аятолла, тоже был весьма светским. Многие из выступавших против шаха тоже не отличались религиозностью, и достаточно рано резко разошлись с атоллами (иранские моджахеды из этой серии)

User tatic, 05.01.2018 00:57 (#)

++++++

User victor322, 05.01.2018 01:24 (#)
43536

tatic, Вы меня простите, но зачем мне столько крестов на могилку? Я эта, типа, жить еще хачу :-)

User tatic, 05.01.2018 11:59 (#)

Плюсиками поддержал Ваше стремление знать больше.

СползАю вниз к обрыву, юзом,
Неся свои болезни...
А жизнь моя, на тройку с плЮсом,
Чем дОльше, тем прелестней.

Давно живу в плену иллюзий,
ВерчУсь юлОй на месте,
И мой родной, забавный плюсик,
Похожим стал на крестик.

Когда же к пропасти придвинусь,
Свой взор вперЯя в бездну,
Сменяю крестик-плюс на минус
И сказочно исчезну.

User boris_k, 05.01.2018 13:12 (#)
3734

Пушкина надо было читать:
"...доколь в подлунном мире жив будет хоть один шиит"

User victor322, 05.01.2018 20:59 (#)
43536

:-)

User marazm_sovetov, 05.01.2018 15:28 (#)
51965

"Так, пытаюсь понять, что же движет людьми. "

Бесполезное занятие.

, 04.01.2018 19:15 (#)
22109

Если режим падёт - это будет даже не пендаль воффке под зад, это будет черенок в его тощую жёппу.

User wasja41, 04.01.2018 21:12 (#)
26032

Поэтому иранцы просто обязаны победить!

, 04.01.2018 21:39 (#)
22109

Я желаю им удачи. А воффке - сдохнуть и тем самым облегчить свою участь. Гуманный я.

(комментарий удалён)
, 04.01.2018 22:00 (#)
22109

Да, я думаю так и будет.
Впрочем для него ситуация цугцванг-овая.
Что-бы он ни делал - будет только хуже.

User wasja41, 04.01.2018 22:20 (#)
26032

Очко у вожжя порвется, на столько фронтов воевать. Еще ж Кимушку с Мадурушкой спасать предстоит.

User nanoscience, 05.01.2018 00:25 (#)
3460

Ему надо выборы провести, а там трава не расти. IMHO

User ladywinter, 04.01.2018 19:39 (#)

Россия предостерегла США от «попыток вмешиваться» в дела Ирана
https://www.ehorussia.com/new/node/15481

Не согласен с автором. В 20м веке немало примеров относительно успешной авторитарной модернизации, по хронологии: Турция, Сингапур, Южная Корея, Чили, ну и Китай. Просто в каждом отдельном случае свои специальные рецепты.
Были в 20м веке и примеры, когда демократия превращалась в аторитарный популизм: ярчайший пример Венесуэла.
Так что не всегда демократия это хорошо, не всегда авторитаризм плохо. Особенно, когда речь идет о недодемократии и недоавторитаризме.

User wasja41, 04.01.2018 21:14 (#)
26032

Везде, куда русня сует свои грязные лапы, демократия идет прахом, пока ее не выпрут. Вот и вся загадка.

(комментарий удалён)

Да. В некоторых ситуациях диктаторская власть эффективнее демократической. Но это лишь разные политические инструменты, которые в разных ситуациях по разному работают.
А что касается Испании и Каталонии - это тоже самое, что русские и украинцы: 300 лет добровольно-принудительного союза. И если украинцы имеют право на собственное государство, то и каталонцы должны такое право иметь. И это право они рано или поздно реализуют, если Испанское королевство останется относительно неэффективным государством.

А Испанию в своем перечне я не упомянул, потому что с точки зрения экономики нельзя сказать, что Франко провел успешные экономические реформы. Возможно, что при республиканцах было бы хуже - и государство бы развалилось, и социалисты бы совсем страну развалили. Но об этом можно писать только в сослагательном наклонении. А вот то, что страна наследница империи, над которой "никогда не заходило солнце" не входит в большую семерку, среди стран Западной Европы беднее пожалуй только Греция (не беру в расчет бывшие страны соцблока - тоже примеры неуспешной модернизации) это факт. А поскольку государство испанское относительно скажем Германии неэффективно, есть и проблемы с целостностью страны. Успешные государства растут, неуспешные распадаются.

User arkadyTsurkov, 04.01.2018 22:21 (#)

Но авторитаризм должен вовремя уйти, как, например, в Чили и Ю. Корее. А то будет как правильно Сашка пишет: недовольство застоем, который осознается как недовольство модернизацией, возможность превращения демократической революции в архаическую смуту и "новый тур".

А где же найти таких авторитаристов, которые вовремя уйдут? Ну, образование в Вестпойнте повышает шансы. А если нет, то "новый тур". И так пока монетка не встанет на ребро.

User leokadij_3, 05.01.2018 09:51 (#)

Украинский политик Анатолий Гриценко учился в Вест-Пойнте. Имел четвертое место на президентских выборах в 2014 г. (5,5%). Работал министром обороны в трех правительствах.

Не бывает абсолютных истин. Поэтому нельзя сказать, что демократия всегда права, а автократия всегда плоха. Все зависит от конкретных обстоятельств. Государство это бюрократическая организация, для эффективного управления которой могут применяться разные механизмы - авторитарные, демократические, социалистические, либеральные. Я лично за широкую демократизацию. Как людей, так и регионов. Вплоть до того, что при определенных условиях, регионы могут на местных референдумах решать, хотят они жить в данном государстве или нет. Примерно так же, как отдельный человек должен иметь право при определенных условиях сменить подданство-гражданство. Чем больше основы политологии будут известны широким массам, тем власть будет демократичнее. По крайней мере вера в божественность государственной власти осталась только в экзотических странах.
Уходит руководитель или нет - зависит от его избирателей. Если руководителя избирает охлос и олигархи, то он остается навсегда, даже, если у него было очень хорошее образование. А если он опирается на буржуазию, то он будет заинтересован в проведении либеральных реформ.

User von_sivers, 07.01.2018 01:05 (#)

Демократия возможна когда у власти демос. При захвате власти охлосом озникает охлократия типа Совок-Путинстан.

Большинство научных (в противовес идеологическим, где позицию спорящего определяет ещё и его социальный статус) споров возникает из-за того, что люди не договорились о терминах. То ли дело математика: определили правила десятиричной системы счисления, аксиомы - и вперед: развивай теории и их приложение.
А вот в социологии-политологии катастрофа. Демократия, Автократия, Олигархия, Монархия, Меритократия, Охлократия, Бюрократия...Каждый из этих терминов нуждается в дополнительных разъяснениях. Что такое демос? Это жители страны, обладаюшие правом голоса, или это средний клас, который можно ограничить образовательным, имущественным и сословным цензом? А до кучи ещё ввести социальный рейтинг, включающий в себя общественную позицию человека, типа участия в политической жизни, работы в волонтерских организациях, исполнения гражданских обязанностей типа службы в армии или на государственной службе.

User ladywinter, 04.01.2018 21:14 (#)

В Иране, как известно, запрещен алкоголь. Поэтому стоит он очень дорого. "Можно достать виски, водку "Смирнофф" и арак (водка на винограде) разной степени очистки. Пиво — самое дорогое", — рассказывают местные жители. "А русские пьют в церкви, — уверяет один азербайджанец, который женат на русской. — Батюшка закрывает дверь в субботу и вместе с нами…
https://www.ehorussia.com/new/node/15483

User arkadyTsurkov, 04.01.2018 22:14 (#)

Сашка, а ты видел какую-нибудь модернизацию (успешную или неуспешную, демократическую или авторитарную) без "Сотен тысяч патриархальных крестьян, выброшенных ... в городские трущобы. Лачуг из гофрированного железа, лохмотьев и нищеты" в их кварталах "на фоне роскоши и "европейского образа жизни"" в кварталах буржуазии? Разве что в современном Китае, при самой авторитарной модернизации. Там нищету оставляют в деревне, подальше от глаз корреспондентов.

Эмираты

User arkadyTsurkov, 05.01.2018 16:22 (#)

Да, там хватило нефтяных денег, чтобы содержать своих пристойно. В трущебах там жили гостарбайтеры.

User natala, 05.01.2018 12:51 (#)
3006

"Трагическая история Ирана - кричащее свидетельство того, что так называемая "авторитарная модернизация" уже в XX веке являлась порочным, тупиковым путем развития. Все ее успехи поверхностны, непрочны и обратимы. Она в любой момент может закончиться провалом в архаику."

Как прав Скобов, Россия в такую архаику уже провалилась.

User boris_k, 05.01.2018 13:26 (#)
3734

История иранской революции - то же самое, что история ВСЕХ революций.
Моя знакомая преподавала в тегеранском Гёте-Институте как раз в ту эпоху. Она рассказывала мне, что, когда рис подорожал на 60%, все как один говорили, что необходима революция. И революция действительно произошла, после чего рис подорожал на 770%. Это был бы урок всем мудакам-революционерам, если бы они не были мудаками и были бы способны усваивать уроки.
Революции ВСЕГДА в истории приводили к режиму, значительно худшему, чем тот, который они свергали.
За всю историю человечества было только два исключения из этого железного закона. Первое - американская революция. Но она была восстанием против метрополии, находившейся за тысячи километров от восставших колоний. Это совсем не то же, что свержение власти внутри той же самой страны.
Второе исключение - португальская революция 1974 г. Единственная из тысяч революций, которая действительно привела к демократизации и улучшению ситуации в стране. Объяснения этому потрясающему феномену у меня нет.
Достаточно просто сравнить конкретные цифры историков, чтобы убедиться: Ни один тиран не убивал столько людей, сколько убили те, кто свергал тиранов. И не надо, товарищ Скобов, сравнивать 400 тысяч жертв иранского режима со сталинизмом. Сравните лучше с 15 миллионами, убитыми добрым дедушкой Лениным.

"два исключения " "Исключений" очень много. Настолько, что они вовсе не исключения...
Например: нидерландская революция 16-17 века против испанского владычества; Славная революция 1688 г. в Англии; Июльская революция 1830 г. во Франции; Бархатные революции 1989 г. в Восточной Германии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии; "Революция роз" 2000 г. в Грузии; только в 80х годах 6 южноамериканских республик стряхнули с себя диктатуру (Чили, Бразилия, Аргентина, Боливия, Уругвай, Парагвай). Ещё много, много есть примеров; диктатуры падали как осенние листья... И почти везде стало лучше - хотя везде не рай земной.

User boris_k, 06.01.2018 00:56 (#)
3734

Тогда надо разбираться с терминами.
Я использую слово революция только в прямом смысле - насильственное свержение власти внутри одной страны.
Почти все ваши примеры (за искл. Нидерландов, см. ниже) - НЕнасильственные протесты, повлекшие за собой смену власти, либо случаи бескровного устранения диктатора. Тогда да, положительных примеров много! А если еще больше расширить это понятие и включить в него "коперниканскую революцию" в астрономии, "фрейдовскую революцию" в психологии и тп, то ваще все станет вокруг голубым и зеленым.
Нидерландская революция 16-го в., как и американская 18-го - национально-освободительная борьба колоний против метрополии.

(комментарий удалён)
User boris_k, 06.01.2018 23:53 (#)
3734

"Изучите закон революций -
Беспредметной любви, беспредметных картин, беспредметных иллюзий".
Бардак в России в 1917 г. ничем от всех остальных бардаков не отличался.
Достаточно прочесть историю революции Маздака (6-й век, кстати в том же Иране; вы, конечно, об этом никогда не слышали). чтобы предсказать всю историю русской революции 1917-го, равно как и всех подобных.
Что "революция пожирает своих детей", было сказано за 77 лет до рождения Ленина. А Карлейл закончил свою книгу о Французской революции, написанную за 80 лет до русской репликации, словами, что в этой революции было одно хорошее: тот, кто изучил ее историю, уже никогда никаких революций делать не будет.
Материальную часть учите, парниша!
А теперь обратно к песне:
"Если мысль постучалась и важно вошла
В мир исхоженных Марксом абстракций -
Отложите в сторонку все ваши дела,
Взяв колпак лишь
Дурацкий."
(с)

"не надо, товарищ Скобов, сравнивать 400 тысяч жертв иранского режима со сталинизмом." Да ведь 400 тысяч - по Скобову - только за 1981-83 годы! Да и население Ирана было куда меньше, чем население СССР.

(комментарий удалён)
User boris_k, 06.01.2018 01:02 (#)
3734

Я уже ответил Василевскому выше.
Революция - это насильственное свержение власти в пределах одной страны. В это понятие в его ПРЯМОМ смысле не входят ни ненасильственные протесты (Ганди), ни дворцовые перевороты (табакерка), ни договорные устранения диктатора (Пиночет), ни национально-освободительные движения (США: нет соответствия критерию "в пределах одной страны")

(комментарий удалён)
User boris_k, 06.01.2018 23:39 (#)
3734

Я не слышал ни об одной жертве революции на Майдане. Насилие было со стороны власти. Свергавшие власть действовали, насколько мне известно, абсолютно ненасильственно.

User american_uncle, 05.01.2018 18:27 (#)
25290

Народ Ирана поднялся против заплечных дел модернизаторов из САВАК. Поднимется он и против средневековых аятолл.
========================================================================

Хочется перефразировать: "Народ России поднялся против средневековых коммунистов. Поднимется он и против заплечных дел модернизаторов из КГБ".

Но что-то мешает...

"два исключения " "Исключений" очень много. Настолько, что они вовсе не исключения...
Например: нидерландская революция 16-17 века против испанского владычества; Славная революция 1688 г. в Англии; Июльская революция 1830 г. во Франции; Бархатные революции 1989 г. в Восточной Германии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии; "Революция роз" 2000 г. в Грузии; только в 80х годах 6 южноамериканских республик стряхнули с себя диктатуру (Чили, Бразилия, Аргентина, Боливия, Уругвай, Парагвай). Монголия, Литва, Латвия, Эстония... Ещё много, много есть примеров; диктатуры падали как осенние листья... И почти везде стало лучше - хотя везде не рай земной.

User ladywinter, 06.01.2018 07:59 (#)

Может ли на Ближнем Востоке, ещё не оправившемся от «арабской весны», вспыхнуть «персидская весна» – рассказывает иранист, работавший в этой стране во время исламской революции 1979 года и видевший свержение шаха, аналитик консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин
https://www.ehorussia.com/new/node/15490

User czokolivski, 09.01.2018 16:35 (#)

Положительный пример – Китай. Мэйдзи пошла не туда и дошла до Хиросимы. Пас из Боливии тоже был популист и народник, правда с уклоном в национализм, а не марксизм.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: