новость Китайцы постигли тайну ядра Галактики

06.11.2005
Ядро нашей Галактики Млечный путь (объект Стрелец A* ). Фото NRAO/AUI/NSF, Jun-Hui Zhao, W.M. Goss

Астрономы получили самое подробное изображение ядра нашей Галактики Млечный путь, в сердцевине которой таится сверхмассивная черная дыра. Используя трансконтинентальную Систему радиотелескопов (радиоинтерферометр) со сверхдлинной базой американского Национального научного фонда (VLBA - National Science Foundation's continent-wide Very Long Baseline Array), они выяснили, что таинственный объект в самом центре нашей Галактики (в созвездии Стрельца), обозначаемый как Стрелец A* и излучающий мощный поток радиоволн, по своим размерам соответствует расстоянию между Землей и Солнцем (150 миллионов километров). Это вполовину меньше любого другого значения, полученного в ходе каких-либо предыдущих наблюдений.

"Мы волнующе близки к тому, чтобы получить безошибочную "сигнатуру", которая обеспечила бы нас первым решающим доказательством наличия сверхмассивной черной дыры в центре Галактики", - заявил один из авторов исследования Шень Чжицян (Zhi-Qiang Shen) из Шанхайской астрономической обсерватории китайской Академии наук.

В прошлом году другая группа астрономов уже объявляла, что объект Sagittarius A* по своим размерам соответствует диаметру земной орбиты. А самым ярким подтверждением его компактности и массивности ныне считается характер движения близких к нему звезд. Шень и его группа, проведя наблюдения в более высокочастотном радиодиапазоне (86 гигагерц (ГГц) против 43 ГГц), получили еще более точную оценку, умудрившись вдвое "уменьшить" интересующую их зону (публикация 3 ноября 2005 года в журнале Nature). Согласно последним оценкам, масса этого таинственного объекта, расположенного от нас в 26 тысячах световых лет, в четыре миллиона раз превосходит массу нашего Солнца. Теперь просто невозможно подобрать никакого другого кандидата - достаточно весомого и достаточно компактного - на место Стрельца A*, кроме собственно черной дыры, однако окончательно этот вопрос еще не закрыт, и со временем ученые надеются отыскать еще более неотразимые доказательства существования сверхмассивной черной дыры.

"Чрезвычайно мощное гравитационное поле черной дыры сопровождается некоторыми характерными эффектами [Общей теории относительности Эйнштейна], порождающими так называемую "тень", которую мы надеемся обнаружить, если сможем еще приблизительно вдвое улучшить наши последние достижения, - поясняет Фред К. Й. Ло (Fred K.Y. Lo), директор Национальной радиоастрономической обсерватории, также принимавший участие в этих исследованиях. - Увидеть эту самую "тень" - как раз и означает получить решающее доказательство того, что сверхмассивная черная дыра обитает в центре нашей Галактики".

Подобные перспективы откроются несколькими годами позже с вводом в строй системы-интерферометра ALMA (Atacama Large Millimeter Array), состоящей из 64 двенадцатиметровых зеркал, возводимой в пустыне Атакама (чилийские Анды, высокогорное плато Чахнантор) на высоте около 5 тысяч метров над уровнем моря и предназначенной для работы в области более высокочастотных миллиметровых и субмиллиметровых волн (частоты от 84 до 720 ГГц).

Astronomers Get Closest Look Yet At Milky Way's Mysterious Core - NRAO - Press Releases