новость По направлению к нам с большой скоростью движется черная дыра

19.11.2002

Данные, полученные с космического телескопа "Хаббл", позволили выявить черную дыру, которая родилась в результате крупного космического катаклизма и ныне быстро движется поперек плоскости Млечного пути по эллиптической орбите в нашем направлении. Ее скорость в четыре раза превышает скорость окружающих звезд за счет своеобразного эффекта - реактивного выброса вещества звезды-компаньона. Открытие подтверждает теорию, согласно которой появление сравнительно небольших черных дыр происходит при взрывах сверхновых звезд.

Имеются два основных типа черных дыр. Первые обладают гигантской массой и обычно образуют ядра галактик, квазары. К этой разновидности относится и наш собственный галактический центр, который массивнее Солнца в 2,6 миллиона раз. Звездные черные дыры второго типа, к которому принадлежит новооткрытый объект, как считается, формируются при взрывах массивных звезд (25-30 солнечных масс). Часть вещества такой сверхновой рассеивается в космосе, но если оставшаяся масса составляет приблизительно от 3 до 15 масс Солнца, это может привести к образованию малой сферы почти бесконечной плотности - то есть черной дыры.

Черная дыра, конечно, недоступна для непосредственных наблюдений, потому что поглощает любое излучение, но этот объект удалось идентифицировать по воздействию, которое он оказывает на звезду-компаньона. Сделанные "Хабблом" в 1995 и 2001 годах снимки позволили вычислить траекторию и скорость движения черной дыры по Галактике. Спутник черной дыры каким-то образом выжил при взрыве сверхновой, но смертельно опасный сосед-монстр постепенно поглощает его вещество, вытягивая из него газы и увеличивая таким образом собственную массу.

Кроме того, этот процесс создает реактивную струю материи, уносящуюся от черной дыры со скоростью, составляющей 90 процентов от скорости света. Астрономы называют такую систему "микроквазаром": он представляет собой уменьшенную модель черных дыр, живущих в ядрах чрезвычайно активных галактик, известных как квазары. На сегодняшний день это второй микроквазар, открытый в границах Млечного пути. За последний год той же группой исследователей был найден еще один подобный объект, XTE J1118+480, но тот был рожден в галактическом ореоле и не был продуктом взрыва сверхновой.

Новонайденный объект, обозначенный как GRO J1655-40, находится от нас на расстоянии 6-9 тыс световых лет в созвездии Скорпиона и хотя движется приблизительно в нашем направлении со скоростью 250 тыс миль в час (111 км/с), не представляет угрозы для Солнечной системы - сближение произойдет только через 230 миллионов лет, да и "промажет", согласно вычислениям, черная дыра на 1000 световых лет, так что беспокоиться не о чем.

Spaceflight Now