новость Черная дыра оказалась ошибкой астрофизиков

21.01.2003
Черная дыра. Фантазия художника с сайта Space.com

В сентябре 2002 года американские специалисты объявили об открытии черной дыры средней величины. Она, якобы, была обнаружена в шаровом скоплении М15 в центре звездной системы, расположенной от Земли на расстоянии 32 тыс световых лет.

Масса этого объекта должна была бы быть эквивалентна массе 4000 солнц. Он считался важным связующим звеном между малыми и гигантскими черными дырами. До сих пор в шаровых скоплениях были обнаружены только существенно меньшие объекты такого типа.

Наблюдения астрономов, проведенные с помощью телескопа "Хаббл", основывались на аналитических изысканиях группы ученых, которые в своих теоретических расчетах допустили описку в обозначении осей координат. Моделирование, проведенное в Японии с помощью самого быстродействующего современного компьютера, приспособленного для задач такого типа, показало, что результаты наблюдений могут быть объяснены и без наличия такой массивной черной дыры в центре шарового звездного скопления М15. Там либо одна обычная маленькая черная дыра, либо просто "звездное кладбище" из потухших нейтронных звезд.

Впрочем, команда, которая считала, что открыла черную дыру средних размеров, продолжает настаивать на том, что результаты наблюдений могут быть интерпретированы как наличие черной дыры массой около 2000 солнечных. Кроме того, остается еще один кандидат в черные дыры средних размеров из шарового скопления G1. Проверка этого кандидата японцами только начинается.

Информация об этом распространена Национальным комитетом по аэронавтике и исследованию космического пространства США.

Deutsche Welle