Также: Наука, Общество | Персоны: Алексей Левин

статья Обнаружены десятки новых сверхмассивных черных дыр

Алексей Левин, 29.05.2004

Фото с сайта www.eso.org

Европейские астрономы обнаружили сразу три десятка сверхмассивных черных дыр, расположенных в активных ядрах далеких галактик. Это открытие стало возможным благодаря применению нового метода компьютеризованного анализа наблюдательных данных, получившего название Виртуальной Обсерватории.

Считается доказанным, что каждая исполинская черная дыра окружена плотным тороидальным (иначе говоря, похожим на бублик) облаком, состоящим из быстро вращающихся частиц пыли и газа. Своим тяготением она втягивает и поглощает материю из центральной части облака, так называемого аккреционного диска. При падении эти частицы разгоняются до субсветовых скоростей и испускают мощное электромагнитное излучение различных частот, которое и обеспечивает исключительно высокую светимость активных галактических ядер.

Это излучение распространяется по различным направлениям отнюдь не равномерно. Оно без особых помех уходит под большими углами к плоскости аккреционного диска, поскольку в этих секторах мало вещества, и излучение почти не поглощается. Электромагнитные волны, которые направляются вдоль плоскости диска и попадают внутрь газопылевого "бублика", экранируются в очень широком диапазоне частот - от коротковолнового участка инфракрасного излучения, примыкающего к видимому свету, до мягкого рентгена. Именно поэтому активное галактическое ядро можно без особых проблем наблюдать в земные телескопы только в том случае, если его аккреционный диск повернут к Солнечной системе своей плоскостью, а не торцом. Если же диск виден "сбоку", то до нашей планеты доходит только длинноволновое инфракрасное излучение и жесткие (иначе говоря, наиболее высокочастотные) рентгеновские кванты. Для наблюдений в этих диапазонах требуются приборы принципиально различных типов, показания которых надо совместно анализировать и, так сказать, приводить к одному знаменателю.

Именно эту проблему и решает метод Виртуальной Обсерватории. Он предполагает использование специализированных компьютерных программ, которые позволяют параллельно просматривать и сопоставлять архивы наблюдений, полученных с помощью радиотелескопов, инфракрасных, оптических и рентгеновских телескопов, а также гамма-обсерваторий. Таким образом и были открыты новые черные дыры, скрытые от земных наблюдателей своими газопылевыми вуалями. Это стало возможным после анализа больших массивов информации, полученной с орбитального телескопа "Хаббл" (Hubble), космической рентгеновской обсерватории "Чандра" (Chandra) и системы из четырех восьмиметровых оптических телескопов Европейской южной обсерватории (ESO), сооруженных на горе Сьерро-Параналь в чилийской пустыне Атакама. Все новооткрытые объекты удалены от Земли более чем на 11 миллиардов световых лет.

Paolo Padovani, Mark G. Allen, Piero Rosati and Nicholas A. Walton