новость 12 новых лун Сатурна

06.05.2005
Поиск новых лун Сатурна. Фото BBC News (Dave Jewitt)

Астрономы обнаружили у Сатурна 12 новых лун, доведя общее число его естественных спутников до 46. Почти все новые спутники (кроме одного) вращаются вокруг Сатурна в направлении, противоположном вращению основных крупных лун, а это указывает на то, что когда-то эти небесные тела были свободными, а затем захвачены гравитацией планеты-гиганта.

Таким образом Юпитер - планета, которая пока остается рекордсменом по числу лун в Солнечной системе, - на сегодняшний момент насчитывает 63 известных спутника, Сатурн обладает 46, Уран - 27 и Нептун - 13.

Последние луны были найдены в прошлом году с помощью японского телескопа "Субару" (Subaru), установленного на Гавайях. Наблюдения, подтверждающие открытие, были сделаны в прошлом месяце на телескопе Gemini North ("Северный Близнец"), который также располагается на Гавайских островах.

Известный открыватель спутников планет-гигантов Дейв Джюитт (Dave Jewitt) из Гавайского университета (University of Hawaii) пояснил в интервью веб-сайту BBC News, что новые открытия были сделаны в процессе реализации программы детального обзора внешних планет, нацеленной на то, чтобы расширить наше понимание истории происхождения Солнечной системы.

Недавно найденные спутники скорее всего сформировались в главном астероидном поясе, расположенном между орбитами Марса и Юпитера (и стало быть представляют собой каменные, а не ледяные глыбы), а затем они были рассеяны под воздействием гравитации Юпитера и в результате каких-то непонятных процессов переместились в конце концов к Сатурну.

"Ключевой вопрос состоит в том, каким именно образом они были захвачены Сатурном, - говорит Джюитт. - Нынешние модели, созданные для описания захватов планетами новых спутников, не способны объяснить, почему они достигают орбит столь удаленных планет. Новые открытия должны углубить наши знания спутниковых систем вообще и в конечном счете должны привести к пониманию того, каким образом такие маленькие нерегулярные тела захватываются гравитацией гигантских планет. Чем больше спутников мы найдем, тем больше будет данных для включения в наши компьютерные модели, которые могут рассказать нам, что случилось на самом деле".

Астрономы за последнее время убедились, что все четыре гигантские планеты Солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, - обладают достаточно большим и сопоставимым между собой количеством мелких нерегулярных спутников. Все это слабо связано с массой планеты и ее местоположением. Эти наблюдения остаются необъясненными.

Twelve new moons for Saturn - BBC News