статья Тектоническая активность на Дионе

Максим Борисов, 17.12.2004

Диона. Фото NASA/JPL/Space Science Institute с сайта saturn.jpl.nasa.gov

Спустя всего лишь несколько дней после завершения своего второго сближения с Титаном, крупнейшей луной Сатурна, на которую в начале января планируется высадка европейского аппарата "Гюйгенс", американская межпланетная станция "Кассини" (Cassini) переключилась на следующую свою важную цель - Диону, четвертый по величине из так называемых "классических" спутников Сатурна, известных еще в докосмическую эру. Корабль подошел к Дионе на 81 тысячу километров и прислал на Землю снимки загадочной ледяной поверхности, анализом которых теперь заняты ученые всего мира.

Диона была открыта астрономом Джованни Кассини в 1684 году. Несмотря на то, что этот спутник, радиус которого составляет 560 км, состоит в основном из водяного льда, он имеет аномально высокую для этого района Солнечной системы плотность (1,4 г/см3). Исходя из этого, специалисты предполагают, что в внутри Дионы содержится большое количество каменного материала.

Расстояние от Дионы до Сатурна составляет 377 400 километров. Диона облетает по орбите Сатурн каждые 2,73 дня, что одновременно является также и периодом ее вращения вокруг собственной оси, поскольку этот сатурнианский спутник подобно нашей Луне всегда обращен к своему "хозяину" одним и тем же боком. Нужно отметить, что за исключением Фебы все крупные спутники Сатурна находятся в таком же синхронном вращении, то есть постоянно обращены к Сатурну одной стороной. Как уже известно, свою орбиту Диона использует совместно еще с одним сатурнианским спутником меньшего размера - Еленой (1980 S 6), когда-то называемой "Дионой B" из-за того, что она "болтается" возле лагранжевой точки (места гравитационной устойчивости) L4. Елена в своем полете все время опережает Диону, а вот "позади" Дионы, в другой лагранжевой точке, никакого спутника уже нет. Явление "соорбитальности" в системе Сатурна тоже не уникально. Так, на орбите другого спутника, Тефии (294700 км) в лагранжевых точках L4 и L5 находятся, соответственно, Калипсо и Телесто (1980 S 25 и 1980 S 13), небольшие объекты размером 50-60 км, первый из которых, возможно, имеет более или менее правильную шаровую форму.

Диона на фоне Сатурна. Фото NASA/JPL/Space Science Institute с сайта saturn.jpl.nasa.gov

Температура поверхности Дионы очень близка к температуре на Титане и составляет -186 градусов по шкале Цельсия. Однако в отличие от Титана, Диона лишена атмосферы.

Полет "Кассини" позволил подтвердить данные, согласно которым в прошлом этой луны имелась пара эпизодов так называемой криовулканической активности, обширного явления, захватывавшего целый ряд различных областей и выносившего на поверхность спутника криовулканические потоки. Считается, что эти эпизоды явились результатом приливно-отливных процессов разогрева, вызванных орбитальным взаимодействием с другим спутником Сатурна - Энцеладом. Характерные особенности рельефа Дионы - тонкие полосы - при ближайшем рассмотрении оказались не ледяными отложениями, как думали раньше, а тектоническими разломами, образовавшими ледяные утесы.

Так как по числу мелких кратеров, которые удалось рассмотреть на поверхности, Диона заметно опережает Энцелад, был сделан вывод, что поверхность Дионы старше (об этом ученые-планетологи подозревали и раньше).

Несмотря на то, что только что полученные изображения Дионы превышают по качеству все предыдущие, когда-либо виденные землянами (а с Земли в настоящее время Диона может быть видна в любительские телескопы (в созвездии Близнецов) как объект, имеющий звездную величину +10,4, а "Вояджеры-1" и "-2" (Voyager) сближались с Дионой, соответственно, на 140 тысяч и 200 тысяч километров - в ноябре 1980 г. и августе 1981 г.), специалисты не спешат бурно радоваться: ведь в октябре следующего года "Кассини" должен будет подлететь к Дионе еще ближе, тогда он пройдет всего в 500 км от поверхности этого сатурнианского спутника.

Highest Resolution View of Dione - Cassini-Huygens-Multimedia-Images