новость "Чандра" обнаружила межгалактические волокна темного вещества

10.09.2004
Галактическое скопление Форнакс. Фото с сайта chandra.harvard.edu

В настоящее время подавляющее большинство астрономов считает, что большая часть массы во Вселенной сосредоточена в так называемом темном веществе. Это темное вещество невозможно увидеть, а обнаружить его присутствие можно только по оказываемому им гравитационному воздействию на "обычное" вещество. Темное вещество содержится в протяженных волокнах, форма которых повторяет форму галактических скоплений, представляющих собой таким образом всего-навсего "узлы" или "капли" на пересечениях этой гигантской невидимой мировой паутины.

С помощью орбитальной рентгеновской обсерватории NASA "Чандра" (Chandra) удалось проследить за тем, как в одном из таких скоплений под названием Форнакс (Fornax) раскаленные газовые облака поперечником в сотни тысяч световых лет сжимаются (испытывают коллапс) под воздействием этих невидимых масс. Компьютерное моделирование позволило точно описать этот вид взаимодействия между скоплениями галактик и волокнами темного вещества, позволив астрономам лучше понять глобальные галактические процессы.

На снимке "Чандры" можно различить обширное стреловидное облако горячего газа около центра скопления. Установлено, что это разогретое газовое облако длиной в несколько сотен тысяч световых лет быстро движется сквозь более обширное, но менее плотное газовое облако. Изучение движения в ядре газового облака и наблюдения за этой группой галактик в оптическом диапазоне позволили показать, что обширная невидимая структура приводит к общему коллапсу в этом регионе, стягивая материю к общему центру масс.

"Скопление Форнакс находится относительно близко от нас - на расстоянии приблизительно 60 миллионов световых лет. С точки зрения астрономов это скопление представляет собой важнейшую лабораторию по изучению взаимодействия галактик, горячего газа и темного вещества, поскольку мы можем наблюдать эту систему в развитии, - говорит Кейлб Шарф (Caleb Scharf) из Колумбийского университета, автор исследования, представленного на встрече Американского астрономического общества в Новом Орлеане. - Картина, которую мы наблюдаем, непосредственно связана с движением межгалактического газа, окружающего некую чрезвычайно крупномасштабную структуру протяженностью свыше нескольких миллионов световых лет".

Motions in Nearby Galaxy Cluster Reveal Presence of Hidden Superstructure - Chandra Press Room