статья Новые луны Плутона получили "бэушные" имена

Максим Борисов, 23.06.2006

Иллюстрация (фантазия художника) NASA, ESA and G. Bacon (STScI)

Два маленьких спутника Плутона, обнаруженных в мае 2005 года, получили свои официальные наименования, одобренные Международным астрономическим союзом (International Astronomical Union - IAU). Одна из лун (внутренняя, S/2005 P 2) была названа Никтой (Nix), а другая (внешняя, S/2005 P 1) - Гидрой (Hydra). Поскольку уже существует астероид 3908, носящий официальное наименование Nyx, данное ему в честь древнегреческой богини ночи Никты, было принято решение воспользоваться неким древнеегипетским "эквивалентом", ну а в самом названии (латиницей) поменять среднюю букву...

Заметим, что и Гидра (девятиглавое чудовище из озера Лерна, что охраняло вход в подземное царство и было убито Гераклом, совершавшим свой очередной подвиг) также уже имеет давнюю "прописку" на небесах - в качестве одноименного созвездия. Так что хвалить американских астрономов за оригинальность как-то не приходится... Хотя может оно и к лучшему, а то ведь буйная фантазия иных исследователей может заставить покраснеть классных дам, вынужденных давать новый материал школьникам. За примерами ходить далеко не надо. Такой "подарочек" всему человечеству сделали сравнительно недавно венесуэльские астрономы во главе с профессором Андского университета Игнасио Феррином (Ignacio Ferrin), что открыли в марте 2000 года "замороженный" планетоид в том же самом поясе Койпера и назвали его... Хуйа (Huya) - в честь бога дождя из мифов индейцев Венесуэлы (символично, что и с предварительным обозначением этого самого астероида тоже было "не все благополучно" (по крайней мере с точки зрения носителя русского языка) - 2000 EB173).

Ну а новые спутники Плутона были найдены на фотоснимках, сделанных Advanced Camera for Surveys космического телескопа NASA "Хаббл" (Hubble), группой исследователей, возглавляемой Аланом Стерном (Alan Stern) из Юго-западного научно-исследовательского института в Боулдере (Southwest Research Institute - SwRI, штат Колорадо). Светимость "малышей" оказалась примерно в 5 тысяч раз более слабой, чем у самого Плутона. Это 23-я звездная величина, и, таким образом, в зависимости от отражающей способности поверхности (альбедо), их размер оценивают в 45-160 километров. Луны находятся в радиусе приблизительно 44 тысяч километров от Плутона - отстоят примерно в два-три раза дальше от своей родительской планеты, чем крупнейший спутник Плутона Харон. Первооткрыватели заявляют о том, что они чрезвычайно довольны решением IAU и посвящают свое открытие грядущему (в 2015 году) визиту в систему Плутона миссии "Новые горизонты" (New Horizons).

Фото NASA, ESA, H. Weaver (JHU/APL), A. Stern (SwRI), and the Hubble Space Telescope Pluto Companion Search Team

В процессе будущих наблюдений с Земли и с земной орбиты также планируется продолжить поиски еще не обнаруженных плутоновых лун, но сами исследователи относятся к этому скептически: маловероятно, что в системе Плутона можно зафиксировать любые другие объекты, превышающие 20 километров в поперечнике, остается дожидаться открытий от "Новых горизонтов".

Мифологическая Никта - это богиня темноты и ночи, "которую почитает сам Зевс", первопричина мира у орфиков, и реальная луна-тезка богини, конечно, весьма умалена по сравнению даже с богом подземного царства греко-римского пантеона Аидом-Плутоном (что и сам-то вот-вот окончательно лишится звания планеты в связи с открытием на окраинах Солнечной системы более крупных объектов). В пресс-релизе уточняется, что Никта считается также и матерью Харона, перевозчика душ умерших через реку Стикс, что вроде бы хорошо вписывается в схему сотворения трех спутников Плутона из общего материала в результате древнейшего столкновения с крупным небесным телом. Кроме того, в продолжение давней акронимической традиции, связавшей когда-то название "девятой планеты" Плутон с буквами "P" и "L" (инициалами Персиваля Лоуэлла (Percival Lowell, 1855-1916), инициировавшего поиск, приведший к открытию), первые буквы в названиях "Никта" и "Гидра" также имеют свой второй смысл - надежду на успешный поиск новых спутников в ходе экспедиции "Новых горизонтов" ("N" и "H"... и по-русски тут тоже все получается...). К тому же первая буква в "Hydra" одновременно "посвящена" Hubble Space Telescope, который использовался для того, чтобы обнаружить спутники (тут уже по-русски получаются расхождения...).

Сам Плутон был открыт в 1930 году (Клайдом Томбо), а его крупнейший спутник Харон был обнаружен наземными наблюдателями в 1978 году. Фактически это двойная система, состоящая из двух планетоидов пояса Койпера, сопоставимых между собой по размерам - Харон по данному параметру лишь в два раза уступает самому Плутону.

Pluto's two small moons christened Nix and Hydra - Southwest Research Institute (SwRI) News