статья Причудливый сигарообразный планетоид обзавелся второй луной

Максим Борисов, 02.12.2005

Пояс Койпера - обширное кольцо из ледяных объектов, расположенное за пределами орбиты Нептуна (фантазия художника). Иллюстрация NASA/JPL-Caltech/T Pyle

Астрономы нашли вторую луну у массивного, имеющего форму сигары планетоида, обитающего на периферии Солнечной системы. Это новое открытие позволяет предположить, что у столь удаленных объектов спутники встречаются гораздо чаще, чем думали ранее, а стало быть, могут существовать какие-то иные, неизвестные пока нам механизмы их обретения.

Речь идет о лунах одного из членов так называемого пояса Койпера - обширного кольца из ледяных обломков, расположенного за орбитой Нептуна. Объект, получивший обозначение 2003 EL61, считается весьма причудливым: он делает один оборот за четыре часа - то есть вращается быстрее, чем любой другой объект пояса Койпера (Kuiper Belt Object - KBO), - и к тому же обладает сигарообразной формой - вытянут на 2 тысячи километров в длину, что сопоставимо с диаметром Плутона (впрочем, возможно корректнее его форму было бы сравнить с гандбольным мячом). Ни один другой столь же крупный объект во всей Солнечной системе не может сравниться с этой "сигарой" в смысле удлиненности или скорости вращения. При этом 2003 EL61 (как и некоторые его "коллеги") настолько ярок, что может обнаруживаться даже с помощью современных высококачественных любительских телескопов, оборудованных камерами с CCD-матрицами.

В январе 2005 года группа астрономов, возглавляемая знаменитым открывателем астероидов Майком Брауном (Mike Brown) из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology - Caltech, Пасадена, штат Калифорния, США), выяснила, что у сигарообразного 2003 EL61 имеется спутник, поперечник которого может составлять 300 километров. Этой небольшой луне требуется приблизительно 49 дней для того, чтобы замкнуть свою орбиту вокруг 2003 EL61, а расстояние от нее до планетоида-хозяина составляет около 49 тысяч километров.

Изображения четырех самых ярких объектов пояса Койпера, полученные с помощью Keck Observatory Laser  Guide Star Adaptive Optics system. Все эти изображения логарифмически отмасштабированы по самому яркому пятну объекта KBO и ориентированы в направление на север. Спутники ясно видны около Плутона, 2003 EL61и 2003 UB313. С сайта www.gps.caltech.edu/~mbrown/ Теперь та же самая группа исследователей путем анализа фотографий, полученных ранее с помощью системы адаптивной оптики Laser Guide Star (LGS AO) Обсерватории "Кек" (W.M.Keck Observatory, Гавайские острова, проектирование лазерного луча используется там для внесения соответствующих поправок при искажениях, которые вызываются турбулентностью земной атмосферы), выявила еще один, гораздо более слабый объект, обращающийся вокруг 2003 EL61. Он обнаружен лишь на трех из пяти снимков. Поперечник новой луны может составить лишь 150 километров, его орбитальный период - 34 дня, а расстояние до родительского планетоида - 39 тысяч километров. Масса более крупного спутника составляет порядка 1% массы планетоида, в то время как у меньшего - только 0,2% его массы. Примечательно, что новая луна движется в плоскости, которая наклонена примерно под 40° к орбитальной плоскости более крупной и более яркой луны.

Исследователи считают, что эти луны образовались из осколков другого крупного KBO, разбившегося о 2003 EL61 еще во времена формирования Солнечной системы - свыше 4 миллиардов лет назад. Согласно этому сценарию, та давняя катастрофа столь сильно разогрела 2003 EL61, что планетоид (изначально ничем не уступающий современному Плутону) потерял большую часть своего льда, остались главным образом скальные породы. Удар по касательной заставил разогретые камни вращаться столь быстро, что форма планетоида вытянулась, да так и застыла после охлаждения (камни там "зацементированы" остатками льда). Подобная модель способна объяснить большую часть необычных особенностей этой системы, считает Браун. Однако он признает, что ответить на вопрос, почему это две крошечных луны вращаются в столь разных орбитальных плоскостях, довольно сложно. "Лучшее, что можно придумать в этом случае, так это то, что обе луны раньше были ближе друг к другу, гравитационно взаимодействовали между собой и таким образом передвинулись", - говорит он.

Проекция на небесную сферу орбит двух спутников 2003 EL61. Показаны также предсказанные местоположения отдаленного спутника (кружки) и близкого спутника (треугольники) во время наблюдений. С сайта www.gps.caltech.edu/~mbrown/2003EL61/ Плутон недавно стал первым KBO, который мог похвастаться больше, чем одним спутником (у него их теперь целых три). Теперь же открытие второй мультисистемы "позволяет предположить, что их там еще больше", - уверен Браун. Возможно, в поисках помогут и будущие автоматические межпланетные станции, одна из которых (New Horizons - "Новые горизонты") сейчас как раз готовится к старту (он намечен на начало следующего года) и должна достичь окраин Солнечной системы через десяток лет. Браун указывает на то, что три из четырех крупнейших объектов пояса Койпера - Плутон, 2003 EL61 и 2003 UB313 (в настоящее время известен как очередная "десятая планета", но претендует на более "поэтическое" название - Зена, это имя дано в честь главной героини телесериала "Зена - королева воинов") - имеют по крайней мере одну луну (у самого яркого после Плутона обитателя пояса Койпера - 2005 FY9 - современными средствами спутников обнаружить пока не удается). А это значительно больше, чем те 10% "осчастливленных спутниками" мелких KBOs, о которых знают ученые. Выходит, большая масса является важнейшим фактором, помогающим обзаводиться лунами и сохранять их. "Я предполагаю, что в свое время множество таких объектов испытывали столкновения, но только самые массивные сохраняли пылевые диски из материала, из которого затем могли слепиться луны", - говорит Браун (подобным образом возникла и наша Луна после столкновения с Землей объекта размером с Марс). К числу наиболее крупных и известных обитателей пояса Койпера относятся также Кваоар (Quaoar) и Оркус (Orcus), но у них спутников пока вроде не обнаружено.

Робин Канап (Robin Canup), ученый-планетолог из Юго-западного научно-исследовательского института в Боулдере (Southwest Research Institute in Boulder - SwRI, штат Колорадо, США), согласна с тем, что столкновение могло бы объяснить присутствие лун и высокую скорость вращения центрального объекта, однако она считает, что разница в углах наклона орбитальных плоскостей спутников "в этом контексте слишком удивительна и может указывать на более запутанную историю всей этой системы".

На иллюстрациях:

1. Пояс Койпера - обширное кольцо из ледяных объектов, расположенное за пределами орбиты Нептуна (фантазия художника). Изображение NASA/JPL-Caltech/T Pyle с сайта New Scientist

2. Изображения четырех самых ярких объектов пояса Койпера, полученные с помощью Keck Observatory Laser Guide Star Adaptive Optics system. Все эти изображения логарифмически отмасштабированы по самому яркому пятну объекта KBO и ориентированы в направление на север. Спутники ясно видны около Плутона, 2003 EL61и 2003 UB313. С сайта www.gps.caltech.edu/~mbrown/

3. Проекция на небесную сферу орбит двух спутников 2003 EL61. Показаны также предсказанные местоположения отдаленного спутника (кружки) и близкого спутника (треугольники) во время наблюдений. С сайта www.gps.caltech.edu/~mbrown/2003EL61/