статья У Плутона обнаружены новые луны

Максим Борисов, 01.11.2005

Иллюстрация (фантазия художника) NASA, ESA and G. Bacon (STScI)

Воспользовавшись космическим телескопом NASA "Хаббл" (Hubble), для того, чтобы как следует изучить окрестности Плутона, который (несмотря на появление вполне достойных соперников) до сих пор традиционно считается девятой планетой Солнечной системы, астрономы обнаружили, что это небесное тело, названное в честь бога подземного царства греко-римского пантеона, может иметь не одного, а сразу трех спутников. Если это открытие будет подтверждено, то эволюция системы Плутона и других объектов далекого пояса Койпера со спутниковыми системами предстанет в совершенно новом свете.

"Наши результаты позволяют предположить, что и другие тела пояса Койпера также могут иметь больше одной луны. Это означает также, что ученые-планетологи должны будут отныне принимать во внимание эти новые луны при моделировании формирования системы Плутона", - говорит Алан Стерн (Alan Stern) из Юго-западного научно-исследовательского института в Боулдере (Research Institute Southwest - SwRI, штат Колорадо), руководивший этими исследованиями.

Для наблюдений, проведенных 15 мая 2005 года, использовалась Advanced Camera for Surveys "Хаббла". Светимость спутников-кандидатов оказалась примерно в 5 тысяч раз более слабой, чем у самого Плутона (23-я звездная величина; в зависимости от отражающей способности поверхности, их размер оценивают в 30-100 миль (45-160 км)). Три дня спустя "Хаббл" вновь направил свой взор на Плутон и удостоверился, что обнаруженные луны исправно следуют по своим орбитам (найдены они и на старых снимках 2002 года). Луны-кандидаты получили временные обозначения S/2005 P1 и S/2005 P2. Они находятся в радиусе приблизительно 44 тысяч километров от Плутона и таким образом отстоят примерно в два-три раза дальше от своей родительской планеты, чем Харон.

Фото NASA, ESA, H. Weaver (JHU/APL), A. Stern (SwRI), and the Hubble Space Telescope Pluto Companion Search Team

Первооткрыватели новых плутоновых спутников планируют продолжить работу с помощью "Хаббла" в феврале 2006 года для того, чтобы подтвердить свои сенсационные наблюдения. И только после того, как открытие будет утверждено Международным астрономическим союзом (International Astronomical Union - IAU), лунам присвоят какие-нибудь "приличные" имена, скорее всего из мифологии. Вероятно, для "услужения" Плутону-Аиду подойдет что-то типа трехглавого пса Цербера (Кербера) или справедливейшего судьи подземного царства Мидаса (а пока открытие шутливо окрестили "лунами Хэллоуина" - Halloween moons). В процессе будущих наблюдений будут также проведены и поиски еще не обнаруженных плутоновых лун, но сами исследователи относятся к этому скептически: маловероятно, что в системе Плутона можно зафиксировать любые другие объекты, превышающие 10 миль (16 км) в поперечнике. Ну разве что на помощь придут автоматические межпланетные станции, одна из которых (New Horizons - "Новые горизонты") сейчас как раз готовится к старту (он намечен на начало следующего года) и должна достичь окраин Солнечной системы через десяток лет.

Сам Плутон был открыт в 1930 году, а его единственный общепризнанный спутник Харон (мифический владелец скорбной ладьи - перевозчик душ умерших) был обнаружен наземными наблюдателями в 1978 году. Фактически это бинарная система, состоящая из двух планетоидов пояса Койпера, сопоставимых между собой по размерам, так как Харон в этом смысле лишь в два раза уступает самому Плутону.

NASA's Hubble Reveals Possible New Moons Around Pluto - HubbleSite