статья Жизни на новой планете с неприличным названием, к счастью, нет

Максим Борисов, 23.08.2003
Так представляет себе объекты пояса Койпера художник Майкл Кэрролл (Michael Carroll). С сайта www.novaspace.com/ORIG/Carroll/Kui

Хуйа (Huya), бог дождя из мифов индейцев Венесуэлы, вскоре займет подобающее ему место возле своих небесных собратьев - Юпитера, Марса, Венеры... Такой подарок всему человечеству сделали венесуэльские астрономы во главе с физиком Игнасио Феррином (Ignacio Ferrin), профессором Андского университета. Они уверены, что придумали очень подходящее название для открытой ими в марте 2000 года замороженной планеты, которая пока носит безликое обозначение 2000 EB173.

Имя для малой планеты, обитающей в так называемом поясе Койпера, орбита которой расположена за орбитой Плутона (ей требуется 256 земных лет для того, чтобы обернуться вокруг Солнца), как заявил Феррин в интервью Reuters, не нарушает ни одного руководящего принципа, установленного для названий небесных тел Международным астрономическим союзом (International Astronomical Union), и скорее всего будет торжественно внесено во все атласы.

В марте, сразу же после уточнения орбиты астероида, венесуэльские ученые окрестили свою красноватого цвета планету "Juya", но позже изменили название на "Huya", чтобы избежать фонетической неоднозначности в английском произношении имени. Отнесясь столь снисходительно к своим англоязычным коллегам, венесуэльцы, как водится, даже не задумывались о чувствах коллег русскоязычных, которым, пожалуй, "Juya" подошло бы все же больше. Тогда можно было бы на худой конец транскрибировать шокирующее наш слух имечко как какое-нибудь "Жуйя". Привились же в нашем языке с легкой руки милосердных переводчиков "Дон Жуан" вместо "Дон Хуана" и аргентинская провинция "Жужуй" (Jujui) на русских картах (только одна Лента.Ру, пожалуй, рискнула мужественно вернуть несчастной провинции ее исконное имя Хухуй). Известен случай, когда героического первого болгарского космонавта, имевшего вполне обычную для его мест, но, мягко говоря, не вполне благозвучную для русского уха фамилию Какалов, советские чиновники из ЦК КПСС заставили переименоваться в Георгия Иванова - так он и вошел в историю (его чуть было после этого не проклял отец).

"Мы хотели удостовериться, что имя местного венесуэльского бога действительно идет нашей планете", - так объяснил Феррин столь долгую задержку. Ученый выразил уверенность, что никакой жизни на поверхности Хуйи, где температуры достигают 292 градусов ниже нуля по Фаренгейту (-180 C), нет (ну и слава богу, а то представьте, как бы мы вынуждены были называть обитателей столь славной планеты; а ну как бы из всего этого не вышел межпланетный конфликт...). Астероид имеет диаметр приблизительно 435 - 466 миль (700-750 км) и уступает по своим размерам нескольким другим обитателям пояса Койпера во главе с Плутоном, считающимся аж девятой планетой Солнечной системы.

Профессор Феррин делится своими ощущениями: когда его группа в Центре астрономических исследований натолкнулась на эту планету, он почувствовал себя своего рода Христофором Колумбом, обнаружившим новую, не отмеченную на карте страну. "Я не думаю, что мы действительно увидим там иной народ, но наука показывает, что мы не можем быть одними во всей Вселенной, - говорит он. - Обратное выглядит так же нелепо, как утверждение, будто есть только один слон во всех джунглях".

Venezuela Names Tiny New Planet After Rain God - Reuters