новость Найден новый экзотический сосед Солнца

24.03.2006
Коричневый карлик у звезды SCR 1845-6357. Фото ESO/NACO-SDI/VLT (Beth Biller and Laird Close, UA Steward Observatory) с сайта uanews.org

Международная группа исследователей с помощью Очень Большого Телескопа (Very Large Telescope - VLT) Южной европейской обсерватории (European Southern Observatory - ESO) в Чили сумела обнаружить коричневого карлика у звездной системы, которая в списке удаленности от нас занимает 24-ю позицию (красный карлик SCR 1845-6357 из южного созвездия Павлина, что расположен на расстоянии в 12,7 светового года от Земли или 3,85 парсека). При этом использовалась адаптивная оптика (препятствующая "размытию" объектов в турбулентной земной атмосфере) системы NACO Simultaneous Differential Imager (SDI). Нужно отметить, что новообнаруженный объект занимает третье место среди самых близких к нам коричневых карликов из всех, найденных к настоящему моменту, и к тому же этот новичок среди своих собратьев может, безусловно, считаться одним из самых "холодных" - его температура составляет приблизительно 750 градусов Цельсия. От своей очень маленькой звезды-компаньонки (светимость коричневого карлика лишь в 50 раз уступает "хозяйке") он удален в 4,5 раза дальше, чем Земля от Солнца (на 670 миллионов километров, на самом деле это очень близко по звездным масштабам). Массу новооткрытого карлика уточнить пока не удается (для этого нужно тщательно отслеживать его путь по орбите), и различные оценки дают от 9 до 65 масс Юпитера (публикация в Astrophysical Journal Letters).

Единственная система, также обладающая коричневыми карликами (сразу двумя) и при этом расположенная ближе к Солнцу, - это Eps Indi Ba-Bb (Эпсилон Индейца - 11,8 светового года или 3,626 парсека). Однако нынешняя система SCR 1845-6357 уникальна тем, что астрономы в этом случае впервые имеют дело с очень холодным T-карликом, обнаруженным у звезды с очень низкой массой (0,1 солнечной массы, тогда как предыдущий "рекорд" - 0,5 массы Солнца). Всего к настоящему времени найдено около тридцати таких "холодных" коричневых карликов, причем лишь десять из них расположены на орбитах возле других звезд. Ну а в окрестностях нашего Солнца (в пределах 20 световых лет) обнаружено пять "холодных" коричневых карликов в двойных системах и только два одиночных изолированных T-карлика, что заставляет подозревать наличие некой аномалии.

Коричневые (или бурые) карлики (brown dwarf) относятся к промежуточному классу астрономических объектов, они несут в себе как признаки планет, так и звезд. Эти "недоросли" слишком малы (меньше 75-80 юпитеров), чтобы зажечь в своих внутренностях реакции термоядерного синтеза ядер гелия из водорода (благодаря которым светит наше Солнце и другие нормальные звезды), они довольно быстро "выдыхаются" (когда сгорает довольно редкий изотоп водорода дейтерий, "загорающийся" уже при миллионе градусов Кельвина) и теряют изначальный запас тепла (поверхностная светимость - от трех до полутора тысяч градусов и ниже, и это при том, что на поверхности нашего Солнца царят 5900 K), и вместе с тем коричневые карлики во много раз массивнее (минимум в 13 раз), чем даже самая крупная планета Солнечной системы - Юпитер (который легче Солнца примерно в тысячу раз).

Very Cool Brown Dwarf Discovered Near the Sun - UANews.org
The Sun's New Exotic Neighbour - ESO - Science Release)
Newly Discovered Failed Star Added to Stellar Neighborhood - Space.com
Discovery of a Very Nearby Brown Dwarf to the Sun: A Methane Rich Brown Dwarf Companion to the Low Mass Star SCR 1845-6357 - arXiv

Открытие ближайшего коричневого карлика?
Коричневые карлики: не звезды и не планеты