статья Американские биологи: Люди продолжают эволюционировать прежними темпами

Максим Борисов, 21.10.2009
Эволюция человека. Иллюстрация с сайта restena.lu

Достижения в области медицины и неуклонное повышение качества жизни заставляют многих эволюционных биологов заговорить о том, что человечество больше не испытывает на себе прежней силы естественного отбора и прекратило эволюционировать. Однако новое исследование американских ученых показывает, что все это не так, и человеческая эволюция протекает прежними темпами (публикация в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) - Byars, S., D. Ewbank, et al. "Natural selection in a contemporary human population").

"Есть теория, согласно которой применение лекарственных препаратов неизбежно сокращает смертность и "выключает" естественный отбор", - поясняет биолог-эволюционист Стивен Стернз (Stephen Stearns) из Йельского университета (Yale University).

Чтобы проверить эту теорию, группа Стернза воспользовалась данными, собранными в рамках 60-летнего изучения 2238 североамериканских женщин (Framingham Heart Study). Сохранились истории болезни более чем 14 тысяч жителей города Фрэмингем (штат Массачусетс) начиная с 1948 года (в некоторых семьях исследования проведены по трем поколениям). При этом ученые обращали внимание прежде всего на несколько важнейших параметров, характеризующих человеческое здоровье. Анализируя влияние этих параметров на число детей, рождавшихся от той или иной женщины, Стернз и его коллеги смогли оценить силу естественного отбора и сделать краткосрочный прогноз, какие именно особенности может приобрести наш вид в ближайшем будущем. Кроме всего прочего, в созданных моделях учитывались такие факторы как образование и курение. Предсказано, что потомки североамериканских женщин должны стать более низкорослыми и полными. Они будут иметь более низкое кровяное давление, и уровень холестерина при этом также будет снижаться. Сердце у потомков станет более здоровым. Своих первенцев женщины будут рожать в более раннем возрасте, а менопауза наступит позднее. Таким образом, предсказывается общее повышение фертильности среди женщин.

Почему же эволюция не прекращается? Дело в том, что рост, вес, артериальное давление, уровень холестерина и другие признаки однозначно коррелируют с числом детей, которых рождает та или иная женщина. А чем больше детей, тем вернее передается будущим поколениям тот или иной наследуемый признак. Конечно, многое определяется и культурными установками, однако подобные взаимосвязи пока еще с большим трудом поддаются исследованиям. С биологией же все относительно просто. Более низкорослые и полные женщины, как правило, имеют больше детей. Женщины с более низким кровяным давлением и более низким уровнем холестерина сумеют воспитать больше потомков и - что также не удивительно - женщины, родившие своего первого ребенка в более раннем возрасте или характеризующиеся отложенным наступлением менопаузы, также получают в этом смысле преимущество. Поразительно, что все такие черты женщины с успехом переносили на своих дочерей, которые, в свою очередь, также имели большее количество детей. По расчетам Стернза, если все эти тенденции сохранятся на протяжении 10 поколений, то средняя женщина к 2409 году станет на 2 сантиметра ниже и на 1 килограмм полнее, чем сейчас. Первый ребенок будет рождаться у нее в среднем на 5 месяцев раньше, ну а менопауза наступит на 10 месяцев позже.

"Эволюция среди изученной группы женщин вполне сопоставима по своим темпам с эволюцией прочих животных и растений, - заключает Стернз. - В этом смысле мы никак не выделяемся из животного мира".

Are humans still evolving? Absolutely, says new analysis of long-term survey of human health - National Evolutionary Synthesis Center