статья Выяснилось, что мы живем в гигантском межзвездном дымоходе

Максим Борисов, 03.06.2003

Первая детальная 3D-карта области космического пространства, окружающего нашу Солнечную систему (размером примерно в 1 тыс световых лет), показывает, что мы находимся посреди большой "норы" или полости, вырезанной в диске Галактики. Самая близкая "стена" находится на расстоянии в 175-190 световых лет от Земли в направлении на центр Млечного пути.

Исследователи представили результаты на прошлой неделе на встрече Американского астрономического общества (American Astronomical Society). Карта построена на основе новых данных от пяти наземных телескопов. Выходит, что преобладающий ныне в среде астрономов взгляд на физические свойства наших космических окрестностей нуждается в серьезном пересмотре. Согласно установившейся традиции считалось, что Солнечная система "сидит" в газовом (водородном) "пузыре" с температурой порядка миллиона градусов (его плотность в 100-1000 раз меньше, чем средняя плотность газа в Галактике), который в свою очередь окружен более холодным и более "плотным" газом (понятно, что по человеческим понятиям этот газ тоже очень сильно разрежен). Согласно же новым наблюдениям, Солнце пребывает в том, что может быть более точно описано как трубка или дымоход из газа малой плотности, который обладает подобной губке сетью полостей и туннелей, связывающих его с другими имеющими малую плотность карманами вне плотной газовой стены. Эти "маленькие бухты" и магистрали, как считают Барри Велш (Barry Welsh) из Научной лаборатории космического пространства Калифорнийского университета в Беркли (UC Berkeley's Space Sciences Laboratory) и его коллеги из Франции, скорее всего, были "пробиты" некой взорвавшейся 1-2 млн лет назад звездой (другие варианты: интенсивные звездные ветры приблизительно от 10 горячих звезд, мощный взрыв гамма-излучения или даже большая звезда, прошедшая через эту область).

Непосредственно холодный нейтральный водород "рассмотреть" нельзя, поскольку его плотность в 10 с лишним раз ниже того, что способны фиксировать радиотелескопы, однако ученые искали "идентификатор" объекта своих исследований - холодный нейтральный натрий, который находят всюду, где есть холодный плотный водород.

Этот новый взгляд на окрестности Солнечной системы хорошо согласуется с моделью Млечного пути, предложенной почти 30 лет назад Доном Коксом (Don Cox) и Барри Смитом (Barry Smith) из Университета Висконсина (University of Wisconsin), в которой взрывы новых звезд создают связанные между собой туннели горячего газа в пространстве между звездами повсюду в Галактике. Галактические "дымоходы" были найдены и в других галактиках, они, как считается, являются ответственными за своеобразный "дренаж" продуктов сверхновых - горячего ионизированного газа - в галактические ореолы. Были описаны как "галактические фонтаны" такого рода, так и падающий назад на галактический диск "галактический дождь".

В дальнейшем эта группа астрономов надеется более подробно изучить движение атомов, составляющих "плотную" газовую оболочку (например, с помощью недавно запущенных научно-исследовательских спутников NASA).

"Скоро мы доподлинно узнаем, приближается ли к нам газовая стена, которая окружает нашу локальную "пещеру", сжимая при этом наше локальное межзвездное пространство, или отодвигается от нас так, что локальная дыра становится больше, - говорит Велш. - Любой из этих сценариев завораживает. Если стена приближается к нам, это означает, что отдаленный взрыв толкает ее к нам. Если все это расширяется от Солнца, то можно будет говорить о том, что взрыв новой звезды имел место приблизительно миллион лет назад и произошел относительно близко".

Вся эта масштабная картина как-то живо напоминает начало классического рассказа Пелевина "СССР Тайшоу Чжуань", казавшееся когда-то лишь красивым литературно-философским изыском: "Как известно, наша Вселенная находится в чайнике некоего Люй Дун-Биня, продающего всякую мелочь на базаре в Чаньани..."