статья Разрешена одна из загадок космических лучей

Максим Борисов, 18.08.2003
Monogem Ring. Изображение в рентгеновских лучах, полученное со спутника ROSAT с сайта www.nrao.edu

Используя мощнейшую межконтинентальную систему из 10 радиотелескопов, позволяющую добиваться рекордных разрешений, так называемую Very Long Baseline Array (VLBA, радиоинтерферометр со сверхдлинной базой) международная группа астрофизиков под руководством Уолтера Брайскена (Walter Brisken) из американской Национальной радиоастрономической обсерватории (National Radio Astronomy Observatory - NRAO) смогла точно определить расстояние до пульсара PSR B0656+14 прямым методом - с помощью ежегодного параллакса (видимое относительное смещение космических объектов при движении Земли вокруг Солнца). Казалось бы, в одной-единственной цифре не может быть ничего выдающегося, однако это позволило не только разрешить споры о месте рождения данного пульсара и определить размер его нейтронной звезды (а стало быть, уточнить физическую модель этого объекта), но и, возможно, открыть одну из важнейших тайн космических лучей.

Пульсар PSR B0656+14 находится в созвездии Близнецов, в центре кольцеобразного остатка взрыва сверхновой, который располагается на границе созвездия Близнецов и соседнего созвездия Единорога (объект зовется Monogem Ring). Как известно, пульсары представляют собой сверхплотные, быстро вращающиеся нейтронные звезды, остающиеся от взрывов массивных звезд. Следовательно, логично было предположить, что Monogem Ring и представляет собой такую типичную сброшенную оболочку сверхновой, продукт космического катаклизма, породившего именно пульсар PSR B0656+14, то есть генетически они связаны. Однако ранее астрономы, использующие косвенные методы определения расстояния до пульсара, сделали вывод о том, что сам пульсар находится на расстоянии почти в 2500 световых лет от Земли, а остаток новой звезды расположен лишь в 1000 световых лет от нас, то есть в 2,5 раз ближе. Получалось, что эти два объекта никак не связаны, а просто случайно оказались в одной и той же области неба.

Теперь все встало на свои места. "Наши измерения показали, что пульсар расположен приблизительно в 950 световых годах от Земли, то есть по существу это то же самое расстояние, на котором расположен и остаток сверхновой звезды, - говорит Стив Торсетт (Steve Thorsett) из Калифорнийского университета в Санта-Круз (University of California, Santa Cruz). - Это значит, что два объекта почти наверняка были созданы в результате одного и того же взрыва сверхновой".

Решив эту проблему, астрономы обратились к непосредственному изучению нейтронной звезды. Используя разнообразные данные от различных телескопов и вооруженные знанием истинного расстояния, они заключили, что нейтронная звезда имеет диаметр 16-25 миль (25-40 км, и в таком небольшом объекте заключена масса целого Солнца).

Дальнейшее изучение этого пульсара, возможно, способно дать ответ на давний вопрос о наблюдаемом, но так и не объясненном удовлетворительно избытке космических лучей в доступном нам пространстве.

Излом в спектре космических лучей. С сайта xray.sai.msu.ru/~polar/sci_rev/cr.html Космические лучи - это поток заряженных субатомных частиц и атомных ядер высоких энергий (в основном это протоны (90%) и альфа-частицы - ядра гелия (7%)), пронизывающий весь космос. Ударные волны, возникающие в процессах взрывов сверхновых, считаются основным источником этих частиц. Ученые, измеряющие энергию космических лучей, давно обратили внимание на избыток таких лучей в определенном энергетическом диапазоне (речь идет о характерном изломе или "колене" в спектре первичного (т.е. пришедшего непосредственно из космоса в отличие от вторичных КЛ, возникающих за счет столкновений с ядрами атомов земной атмосферы) космического излучения при энергии около 3x1015 эВ, обнаруженном в середине прошлого века советскими физиками). Некоторые исследователи предположили, что этот излишек мог бы давать единственный остаток сверхновой приблизительно в 1000 световых лет от нас, взрыв которой произошел около 100 тыс лет назад. Основная трудность с этой гипотезой состояла в том, что не было ни одного приемлемого кандидата на роль источника.

Теперь он есть. "Наши измерения помещают PSR B0656+14 и Monogem Ring в "правильное" место, причем объекты имеют и вполне подходящий возраст, чтобы быть тем самым важным источником этого излишка космических лучей", - заявил Брайскен.

С VLBA астрономы со временем ожидают даже повысить точность определения расстояний. "Этот пульсар становится превосходной лабораторией для того, чтобы развивать с его помощью астрофизику и ядерную физику", - говорит Торсетт. Надо сказать, что эта группа астрофизиков давно и целенаправленно ищет связь пульсара PSR B0656+14 с аномалией в спектре КЛ.

Distance Measurement Solves Astrophysical Mysteries - Press Release National Radio Astronomy Observatory