статья Сверхновые - это взрывающиеся яйца

Максим Борисов, 15.08.2003

Взрывные волны от сверхновых имеют форму яйца, они вовсе не строго сферичны, как считалось ранее. Этот факт - то есть обнаружение такой небольшой асимметрии в процессах звездных взрывов - может сделать сверхновые еще более точным инструментом для измерений расстояний в космосе и для уточнения параметров таинственной антигравитации - темной энергии, заполняющей Вселенную.

Открытие сделала группа исследователей под руководством Лифана Вана (Lifan Wang) из Беркелеевской лаборатории (Lawrence Berkeley Laboratory) в Калифорнии при изучении поляризованного излучения от сверхновой звезды SN2001el из спиральной галактики NGC 1448 в южном созвездии Часы. Наблюдения велись с помощью Очень большого телескопа (Very Large Telescope - VLT) Южной европейской обсерватории (European Southern Observatory - ESO), расположенного на севере Чили, в пустыне Атакама (1300 км от Сантьяго). В результате выяснилось, что газовая оболочка вокруг затухающей звезды немного сплюснута. На пике яркости одна ось взрывающейся звезды была короче другой примерно на 10 процентов. Неделю спустя, впрочем, очертания взрыва были уже вполне сферическими - внешние "асимметричные" слои, расширяясь, стали прозрачными (разумеется, даже в самый мощный телескоп подобные объекты выглядят точечными, вывод о "яйцевидности" был сделан на основе исследования поляризации различных частей спектра с помощью прибора FORS1).

Сверхновые, подобные SN2001el, называются сверхновыми типа Ia, они имеют стабильную яркость (их даже прозвали "standard candles" - "стандартные свечи") и используются для определения расстояний в космосе - чем они тусклее выглядят, тем дальше, следовательно, расположены (благодаря этой особенности в той же Беркелеевской лаборатории обнаружено ускоряющееся расширение Вселенной, о чем было объявлено в 1998 году; этот факт и заставил всерьез заговорить о темной энергии). Но если звезда взрывается асимметрично, ее яркость, получается, будет варьироваться в зависимости от направления, в котором на нее смотрят.

Астрономы и раньше подозревали, что сверхновые не представляют собой строго сферично-симметричные объекты, но принято было считать, что это не приводит к серьезным вариациям их видимой яркости. К счастью, поправки к измеренным яркостям сверхновых, внесенные группой Вона, являются относительно небольшими и не затронут существующие оценки эффектов, вызванных наличием темной энергии.

"Обнаружение поляризации показывает, что теперь мы можем рассматривать трехмерную модель сверхновых", - говорит Питер Хоефлич (Peter Hoeflich) из Техасского университета (University of Texas) в Остине, принимавший участие в этих исследованиях. Но о моделировании в трехмерном пространстве процессов, протекающих в сверхновых, проще заявить, чем реализовать на практике. "В вычислительном отношении это очень трудная задача, решение которой все еще находится в далеком будущем", - говорит Марио Хамуй (Mario Hamuy), который занимается сверхновыми в Обсерватории Карнеги (Carnegie Observatories) в Пасадене (Калифорния).

Модель SN 2001el (сверхновая типа Ia): белый карлик, на который происходит выпадение (аккреция) вещества от компаньона. Изображение с сайта www.lbl.gov Асимметричные взрывные волны, впрочем, позволяют сделать кое-какие выводы о механизмах, вызывающих взрывы сверхновых. Можно предположить, что такие обреченные выжженные звезды либо быстро вращаются, либо имеют маленьких звезд-компаньонов на относительно близкой орбите. Например, вполне жизнеспособной теперь видится модель, в которой белая карликовая звезда получает материал от орбитального компаньона, пока не достигнет так называемого предела Чандрасекара (критическая масса для взрывающихся звезд, составляющая приблизительно 1,4 масс нашего Солнца). Группа Хамуя недавно нашла следы водорода в сверхновой звезде типа Ia; возможно, это следы ее столь же обреченного звездного компаньона.

Supernovae Shape Up for Cosmology - Berkeley Lab